Автор Тема: ( Мабсут.) (Ханафит имам Сархаси ( умер в 483 г . по хиджре )  (Прочитано 4376 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн РабАллаха

  • Moderator
  • Sr. Member
  • *****
  • Сообщений: 382
  • Свидетельства о нем: +10/-0
    • E-mail
Еще никто не оценил!
Оглавление Предисловие книги ( Мабсут.) (Ханафит имам Сархаси ( умер в 483 г . по хиджре ).
С именем Аллаха Всемилостивого, Милостивого. 
 ﻭَﻣَﺎ ﺗَﻮْﻓِﻴﻘِﻲ ﺇِﻻَّ ﺑِﺎﻟﻠّﻪِ ﻋَﻠَﻴْﻪِ ﺗَﻮَﻛَّﻠْﺖُ ﻭَﺇِﻟَﻴْﻪِ ﺃُﻧِﻴﺐُ
 “ И нет для меня помощи кроме как от Аллаха, на Него я положился, и к Нему направляюсь”. (Худ 11/88)
Да благословит Аллах и приветствует нашего господина Мухаммада и его семью.
 Обязательность знания. Виды знания, Шейх, великий имам, захид 1 , светило всех имамов, Абу Бакр Мухаммад ибн абу Сахль ас-Сарахси, да смилуется над ним Аллах и да осветит его могилу, находясь в заключении в Узгене, сказал ученикам диктуя:

«Слава принадлежит Аллаху, созидателю живого, и оживляющему неживое, щедро наделяющему, Творцу всех чудес, и Законодателю шариата (свода законов). Он установил этот шариат, чтобы довольствовались им (рабы) и руководствовались его светом. Для того, чтобы возложить ответственность на тех, до кого дошел довод и чтобы наградить тех, кто следует приказам. Сделал шариат “громким гласом” для враждующих, и доказательством для миров. Аллах послал его посредством языка господина посланников, предводителя богобоязненных, являющегося печатью пророков, нашего господина Мухаммада, да благословит его Аллах и его пречистую, очищенную семью, а также всех пророков и посланников.
 А затем: Поистине, после веры в Аллаха Всевышнего самое сильное из обязанностей - это поиск знания, как это и приводится в хадисе, который передается от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, что он сказал:

 ﻃَﻠَﺐُ ﺍﻟْﻌِﻠْﻢِ ﻓَﺮِﻳﻀَﺔٌ ﻋَﻠَﻰ ﻛُﻞِّ ﻣُﺴْﻠِﻢٍ ﻭَﻣُﺴْﻠِﻤَﺔٍ
"Поиск знания является обязанностью для каждого мусульманина и мусульманки".
 Знание - наследие пророчества, как это и приводится в хадисе:
 ﺃَﻥَّ ﺍﻟْﺄَﻧْﺒِﻴَﺎﺀَ ﻋَﻠَﻴْﻬِﻢْ ﺍﻟﺼَّﻠَﺎﺓُ ﻭَﺍﻟﺴَّﻠَﺎﻡُ ﻟَﻢْ ﻳُﻮَﺭِّﺛُﻮﺍ ﺩِﻳﻨَﺎﺭًﺍ ﻭَﻟَﺎ ﺩِﺭْﻫَﻤًﺎ ﻭَﺇِﻧَّﻤَﺎ ﻭَﺭَّﺛُﻮﺍ ﺍﻟْﻌِﻠْﻢَ ﻓَﻤَﻦْ ﺃَﺧَﺬَ ﺑِﻪِ ﺃَﺧَﺬَ ﺑِﺤَﻆٍّ ﻭَﺍﻓِﺮٍ
"Пророки, да пребудет над ними благословение и мир, не оставляют в наследство ни динара, ни дирхама, но они оставляют в наследство знания, и кто возьмет это - тот поистине взял благодатную долю".
Знание бывает двух видов:
1. знание таухида и качеств Всевышнего Аллаха;
 2. знание фикха и шариатских постановлений.

Основой в знании таухида является то, что нужно крепко держаться Книги и Сунны, сторонясь каких- либо страстей и нововведений, как этого придерживались сахабы, табиин и праведные саляфы, которых уже скрыла земля, но их следы в произведениях на эту тему остались, да пребудет над всеми ими милость Аллаха. Я решил собрать их слова, чтобы написать эту книгу как напоминание для обладающих разумом. Важность фикха Что касается знания фикха и правовых норм шариата, то это великое благо, как и сказал Всевышний Аллах, Могущественен Он и Велик:
 ﻭَﻣَﻦ ﻳُﺆْﺕَ ﺍﻟْﺤِﻜْﻤَﺔَ ﻓَﻘَﺪْ ﺃُﻭﺗِﻲَ ﺧَﻴْﺮﺍً ﻛَﺜِﻴﺮﺍً
“ А кому дается мудрость (хикма), то ему дано великое благо”. (Бакъара 2/269)
Ибн Аббас, да будет доволен им Всевышний Аллах, сказал:
 ﺍﻟْﺤِﻜْﻤَﺔُ ﻣَﻌْﺮِﻓَﺔُ ﺍﻟْﺄَﺣْﻜَﺎﻡِ ﻣِﻦْ ﺍﻟْﺤَﻠَﺎﻝِ ﻭَﺍﻟْﺤَﺮَﺍﻡِ
“ Мудрость (хикма) - это знание правовых норм в халяле и хараме”
А так же, Аллах в следующем аяте сказал о желательности приобретения такого знания:
ﻭَﻣَﺎ ﻛَﺎﻥَ ﺍﻟْﻤُﺆْﻣِﻨُﻮﻥَ ﻟِﻴَﻨﻔِﺮُﻭﺍْ ﻛَﺂﻓَّﺔً ﻓَﻠَﻮْﻻَ ﻧَﻔَﺮَ ﻣِﻦ ﻛُﻞِّ
ﻓِﺮْﻗَﺔٍ ﻣِّﻨْﻬُﻢْ ﻃَﺂﺋِﻔَﺔٌ ﻟِّﻴَﺘَﻔَﻘَّﻬُﻮﺍْ ﻓِﻲ ﺍﻟﺪِّﻳﻦِ ﻭَﻟِﻴُﻨﺬِﺭُﻭﺍْ ﻗَﻮْﻣَﻬُﻢْ ﺇِﺫَﺍ ﺭَﺟَﻌُﻮﺍْ ﺇِﻟَﻴْﻬِﻢْ ﻟَﻌَﻠَّﻬُﻢْ ﻳَﺤْﺬَﺭُﻭﻥَ

“ И разве не лучше, чтобы из каждой группы были те, которые углубились бы в изучении фикха (религиозные знания), а затем они увещевали бы свое племя, когда вернутся к ним, быть может те остерегутся” (Тауба 9/122)
Аллах дал полномочия в деле предупреждения и призыва именно факихам (ученым правоведам). И это – степень пророков, которые после своей смерти завещали это дело ученым. Как и сказал посланник Аллаха, благословение ему и мир:
  "ﺍﻟْﻌُﻠَﻤَﺎﺀُ ﻭَﺭَﺛَﺔُ ﺍﻟْﺄَﻧْﺒِﻴَﺎﺀِ Ученые - наследники пророков".
После прекращения пророчества, эта степень - самая высокая. Тот же смысл заключается в следующих словах пророка, благословение ему и мир:
 ﻣَﻦْ ﻳُﺮِﺩْ ﺍﻟﻠَّﻪُ ﺑِﻪِ ﺧَﻴْﺮًﺍ ﻳُﻔَﻘِّﻬْﻪُ ﻓِﻲ ﺍﻟﺪِّﻳﻦِ
"Для кого Аллах пожелает добра, того делает факихом (глубоко понимающим, разбирающимся) в религии."
Также сказал посланник, благословение ему и мир:
« ﺧِﻴَﺎﺭُﻛُﻢْ ﻓِﻲ ﺍﻟْﺠَﺎﻫِﻠِﻴَّﺔِ ﺧِﻴَﺎﺭُﻛُﻢْ ﻓِﻲ ﺍﻟْﺈِﺳْﻠَﺎﻡِ ﺇﺫَﺍ ﻓَﻘِﻬُﻮﺍ »
"Лучший из вас в период невежества будет лучшим в исламе, если станет факихом (получит понимание в религии)."
Вот по этой причине, выдающиеся личности из числа сахабов и табиинов, да будет над ними довольство Аллаха, занимались фикхом. Место Абу Ханифы в фикхе и первым кто детально разобрал подробности (фикха) и классифицировал, с помощью от Аллаха, Могущественен Он и Велик, был светило этой уммы - Абу Ханифа, да пребудет над ним милость Аллаха. Аллах одарил его своей особой помощью в этом деле. Затем, ему помогали его сподвижники из его окружения, такие как:
 Абу Юсуф Якуб ибн Ибрахим ибн Хунайс аль-Ансари, да смилуется над ним Всевышний, который был выдающимся в знании преданий, хадисов.
 Хасан ибн Зияда аль-Люьлюи, который был выдающимся в области вопросов и детализации (классификации).
 Зуфар ибн Хузайль ибн Къайс ибн Мукаммиль ибн Зухль ибн Зуайб ибн Джазима ибн 'Амр, да смилуется над ним Аллах, был выдающимся в рассуждении по аналогии.
 Мухаммад ибн Хасан аш- Шайбани, да смилуется над ним Аллах Всевышний, был выдающимся в искусстве, культуре, и знании грамматики и математики.
 Кроме того Абу Ханифа родился во время сахабов, да пребудет над ними довольство Аллаха, и встретился с группой из них. В частности с такими сахабами как: Анас ибн Малик, Амир ибн Туфайль, Абдуллах ибн Хабар аз- Забиди, да пребудет над всеми ними довольство Аллаха. Он воспитался в среде табиинов, да смилуется над ними Аллах, и углубился в фикхе, и давал фатвы вместе с ними.
 А по поводу времен и поколений, пророк, благословение ему и мир, сказал:

ﺧَﻴْﺮُ ﺍﻟْﻘُﺮُﻭﻥِ ﻗَﺮْﻧِﻲ ﺍﻟَّﺬِﻳﻦَ ﺃَﻧَﺎ ﻓِﻴﻬِﻢْ ﺛُﻢَّ ﺍﻟَّﺬِﻳﻦَ ﻳَﻠُﻮﻧَﻬُﻢْ ﺛُﻢَّ ﺍﻟَّﺬِﻳﻦَ ﻳَﻠُﻮﻧَﻬُﻢْ ﺛُﻢَّ ﻳَﻔْﺸُﻮ ﺍﻟْﻜَﺬِﺏُ ﺣَﺘَّﻰ ﻳَﺸْﻬَﺪَ ﺍﻟﺮَّﺟُﻞُ ﻗَﺒْﻞَ ﺃَﻥْ ﻳُﺴْﺘَﺸْﻬَﺪَ ﻭَﻳَﺤْﻠِﻒَ ﻗَﺒْﻞَ ﺃَﻥْ ﻳُﺴْﺘَﺤْﻠَﻒَ
"Лучшее из поколений - это мое поколение, среди которых я. Затем те, которые следуют за ними, затем те, которые следуют за ними, а затем распространится ложь, так, что человек будет свидетельствовать до того как его пригласят свидетельствовать и будет клясться до того как его пригласят клясться".
Раз посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, засвидетельствовал о добре и правдивости людей, живших в этот период, то значит тот, кто занимался изучением и составлением знаний в тот период, будет угодившим в истину и более предпочтительным. А как же может быть иначе, ведь даже его оппоненты признали за ним это. Так, что даже имам аш-Шафии, да будет доволен им Аллах, сказал о нем:
 ﺍﻟﻨَّﺎﺱُ ﻛُﻠُّﻬُﻢْ ﻋِﻴَﺎﻝٌ ﻋَﻠَﻰ ﺃَﺑِﻲ ﺣَﻨِﻴﻔَﺔَ ﺭَﺣِﻤَﻪُ ﺍﻟﻠَّﻪُ ﻓِﻲ ﺍﻟْﻔِﻘْﻪِ “ Все люди являются детьми Абу Ханифы в фикхе”. Так же, дошло до ибн Сурайджа, да помилует его Аллах, выдающегося из сподвижников имама аш- Шафии, да помилует его Аллах, что какой-то человек плохо отзывается об абу Ханифе, да помилует его Аллах.
 Тогда он позвал того человека и сказал: "Эй ты! Разве ты плохо отзываешься о человеке, которому вся умма (община) оставила (признала за ним) три четверти знания, в то время как он не оставил ей даже четверти." И тот спросил: "Как это так?" И тот ответил: "Весь фикх состоит из вопросов (две четверти) и ответов (две четверти). Его отличие от других в том, что он поставил вопросы (для полноты анализа знаний). Таким образом ему уже была вручена половина знания. Затем он дал ответы на все эти вопросы. И его оппоненты не утверждают, что он ошибся во всех них. И если ты посчитаешь те ответы с которыми согласились его оппоненты, по сравнению с теми с которыми они не согласились, то увидишь, что ему даны три четверти знания (т.е. он как минимум на половину вопросов ответил верно). И четверть остается между ним и другими людьми». После этого тот человек покаялся в сказанном.
 История Мабсута Мухаммад ибн аль-Хасан аш-Шайбани же, да смилуется над ним Аллах, взялся за разъяснение того, что разбирал Абу Ханифа, да помилует его Аллах. Он составил "Мабсут" для того, чтобы привлечь обучающихся, облегчить им посредством подробного изложения и повторений вопросов в книгах, чтобы читая это они, хотят того или нет, (автоматически) заучивали. Так было до тех пор, пока аль-Хаким аш-Шахид абу аль-Фадль Мухаммад ибн Ахмад аль-Марвази, да помилует его Аллах, не увидел некое отстранение со стороны некоторых обучающихся от того, чтобы читать "Мабсут", по причине пространности в словах и повтора в вопросах.
 И он посчитал нужным составить "Мухтасар"(сокращенный текст, резюме), в котором он собрал бы все смыслы из книг Мухаммада ибн аль-Хасана, да помилует его Аллах, в том числе и "Мабсут"а. Он удалил все повторяющиеся вопросы, чтобы привлечь тех кто будет цитировать этот труд, и поистине то, что он сделал, прекрасно. Шейх имам (Сарахси), да помилует его Аллах Всевышний, сказал:
 Затем в мое время я увидел у учащихся некое отвращение от фикха по некоторым причинам. Среди этих причин - недостаточное рвение со стороны некоторых, так, что они довольствуются только разногласиями в длинных вопросах. Другая причина, это то, что некоторые учителя не прислушались к совету и начали удлинять для учеников прямые (простые) вопросы, которые не нуждаются в углубленном разборе фикха. Так же из этих причин - ненужное удлинение со стороны некоторых калямщиков (философов), тем, что они используют при толковании смыслов фикха разные философские термины и создают ими путаницу. (Увидев все эти неправильные подходы,) я решил составить разъяснение "Мухтасар"а, где ничего не прибавлял бы к смыслу переданного. И посвятил его объяснению каждого вопроса, довольствуясь самым надежным, предпочтительным (преданием) из каждой главы (темы). Кроме этого, сюда добавились вопросы некоторых отдельных личностей, которые жили во времена моего заключения и вызвались мне помочь, быть рядом со мной, чтобы я мог диктовать им. Я ответил на их вопросы (и это тоже вошло в “Мабсут”).
 Я прошу у Всевышнего Аллаха помощи в том, чтобы придерживаться верного (при написании этой книги), и чтобы Он уберег меня от ошибок и от совершения того, что вызывает наказание. И я прошу Его чтобы он сделал эту диктовку, на которую я намерился, причиной моего избавления в этом мире (т.е. от тюремной ямы) и причиной спасения на том свете, ведь Он - близкий, отвечающий”.
« Последнее редактирование: Ноябрь 22, 2014, 09:21:41 pm от Фиркатун-Наджия »



Теги:
 
Share this topic...
In a forum
(BBCode)
In a site/blog
(HTML)


Powered by EzPortal