Автор Тема: Что выражает частица Ляу (если бы): невозможность или возможность?  (Прочитано 3997 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн alqasawi

  • Administrator
  • Sr. Member
  • *****
  • Сообщений: 308
  • Свидетельства о нем: +91/-4
    • E-mail
Еще никто не оценил!
Вопрос:
Цитировать
На что указывает частица Ляу в аяте
إِن تَدْعُوهُمْ لَا يَسْمَعُوا دُعَاءَكُمْ وَلَوْ سَمِعُوا مَا اسْتَجَابُوا لَكُمْ وَيَوْمَ الْقِيَامَةِ يَكْفُرُونَ بِشِرْكِكُمْ
Если вы воззовете к ним, они не услышат ваши мольбы. А если бы и услышали, то не ответили бы вам. А в судный день они будут отвергать ваш ширк. - 35/14
Означает ли выражение "если бы и услышали" возможность их слышания, или это может пониматься как то, что они не слышат вообще.

Ответ:
Частица Ляу в арабском языке может выражать как возможность, так и невозможность. То есть она употребляется для объяснения, что произойдет в данной ситуации, если ее взять и рассмотреть, отвлекаясь от того, возможна ли эта ситуация, или нет. Хотя конечно, первое что приходит в голову, это возможность. То есть в аяте говорится, что ваши идолы, которым вы молитесь они обладают двумя качествами из-за которых к ним нет смысла взывать. Во первых они не слышат и поэтому не могут удовлетворить ваши пользы. Но даже оставь это ... если в некоторых случаях они и могли бы услышать вашу просьбу, они все равно не смогли бы ее удовлетворить, ибо они не имеют силы, и не могут распоряжаться в том, о чем вы их просите.

Поскольку было спрошено об аяте, приведем коранические примеры двоякого использования частицы Ляу:
(click to show/hide)

(click to show/hide)

Поэтому здесь нет однозначного толкования. Возможность или невозможность их слуха можно определить исходя из объектов поклонения, указанных в аяте. То есть если объекты поклонения могут слышать в каких то ситуациях, значит подразумевается возможность слышания в некоторых ситуациях, если нет, то нет.
Отсюда и происходят разные толкования, сделанные муфассирами. Те муфассиры, которые истолковали объекты поклонения (то есть "те, кому вы взываете"), как идолы, камни, истуканы, неживые тела, они истолковали Ляу, как указание на невозможность. То есть ляу по их мнению означает "Хоть это и невозможно, но если гипотетически предположить, что они услышат, то".
Но они обосновали это иллятом, указав, что идолы это джамадат (неодушевленные тела, типа камней, деревьев). Так истолковали Ибн Касир, Куртуби, Ибн Джаузи и многие другие.
Те же, кто истолковали объекты поклонения более широко, включив туда и одушевленных, которые рядом, они допустили возможность слышания.
Приведем примеры на второе:
Цитировать

ثم قال: {وَلَوْ سَمِعُواْ مَا استجابوا لَكُمْ} أي: لو كان لها روح فسمعت لم تستجب، إذ هي ليست ممن ينطق وليس كل ما سمع ينطق
 "А если бы и услышали, то не ответили бы вам" - то есть если у них была бы душа и они услышали бы, тогда все равно бы не ответили, потому, что они не могут говорить. Необязательно, чтобы каждый слышащий мог говорить.
(Аль-Хидая иля булюг ан-Нихая, Тафсир ибн аби Талиба Макки (355-437))

وَلَوْ سَمِعُواْ مَا اسْتَجَابُوا لَكُمْ} من بغضهم إيَّاكُمْ
 "А если бы и услышали, то не ответили бы вам" - то есть некоторые из них (услышали бы) вас.
(Тафсир ибн Аббаса)

«وَلَوْ سَمِعُوا مَا اسْتَجابُوا لَكُمْ» ..
كالجن والملائكة. فالجن لا يملكون الاستجابة. والملائكة لا يستجيبون للضالين.
 "А если бы и услышали, то не ответили бы вам" - То есть такие как, джинны или ангелы (что рядом). Но джинны не могут ответить, а ангелы не станут отвечать заблудшим.
(Фи зиляль аль-Куран)

Мнение первых подкрепляется тем, что обращение идет к мекканцам, которые поклонялись неодушевленным истуканам. Второе же подкрепляется универсальностью призыва Корана и его всеохватывающестью.

Более правильным кажется мнение вторых исходя из того, что призыв Корана направлен на все типы неверных. Он универсален и охватывает всех, и прошлых и современных и будущих, которые будут кому-то поклоняться. Кяфиров много и они поклоняются множеству объектов и среди этих объектов есть и живые, и те, кто рядом. Например ангелы, которые справа и слева, и которые записывают деяния. Некоторые могут поклоняться живому шейху, который прямо сейчас рядом с ним и слушает его. Многие суфисты просят своего живого шейха, чтобы он устранил беды. Конечно много и таких, которые молятся и давно умершему, за сотни километров, таким как Абдуль-Къадир Гейляни и др.
Поэтому толкование, подразумевающее невозможность слуха, исключает из общего понятия ширка некоторые распространенные формы ширка, поэтому второе мнение больше подобает универсальности и охвату призыва Корана.
Уаллаху Таъаля аълям.
« Последнее редактирование: Февраль 08, 2014, 05:13:19 pm от alqasawi »



Теги:
 
Share this topic...
In a forum
(BBCode)
In a site/blog
(HTML)


Powered by EzPortal