Автор Тема: Аллах порицает беспомощность, вялость, неуверенность, нерешительность  (Прочитано 5656 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн alqasawi

  • Administrator
  • Sr. Member
  • *****
  • Сообщений: 308
  • Свидетельства о нем: +91/-4
    • E-mail
Еще никто не оценил!
Аллах порицает беспомощность, вялость, неуверенность, пассивность, нерешительность, растерянность, безвольность;
и побуждает, чтобы муслим был уверенный, решительный, проворный, шустрый, компетентный, активный, сметливый, расторопный, сообразительный, прозорливый, смышленый, острого ума, энергичный, проницательный, глядит в оба, предприимчивый, находчивый, живой.


Цитировать
رواه الإمام أحمد وأبو داود والنسائي عن عوف بن مالك أن النبي صلى الله عليه و سلم قضى بين رجلين فقال المقضي عليه لما أدبر حسبي الله ونعم الوكيل فقال رسول الله صلى الله عليه و سلم ردوا علي الرجل فقال ما قلت قال قلت حسبي الله ونعم الوكيل فقال رسول الله صلى الله عليه و سلم إن الله يلوم على العجز ولكن عليك بالكيس فإذا غلبك أمر فقل حسبي الله ونعم الوكيل
(8) المسند (6/24) وسنن أبي داود برقم (3627) والنسائي في السنن الكبرى برقم (10462).

Передали имам Ахмад, Абу Дауд и Насаи со слов Ауфа ибн Малика, что пророк (Салляллаху алейхи уа саллям) вынес судебное решение, рассудив между двумя людьми. Проигравший в суде, уходя сказал: "Довольно мне Аллаха. Как прекрасен Он как Аль-Уакиль (тот, кому вверяют и поручают свои дела)". Посланник Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям) сказал: "Позовите обратно этого человека". (Когда он подошел) спросил (его посланник Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям)): "Что ты сказал". Тот ответил: Я сказал: "Довольно мне Аллаха. Как прекрасен Он как Аль-Уакиль". Тогда сказал посланник Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям):
Поистине Аллах порицает беспомощность. Тебе надо (было) быть (более) решительным, расторопным и сообразительным (и предпринимать меры в суде). Если (ты предпринял все возможное и) уже ничего не можешь поделать, вот тогда говори: "Довольно мне Аллаха. Как прекрасен Он как Аль-Уакиль"
(Муснад Ахмада, 6/24; Сунан Абу Дауда, 3627; Насаи в Сунануль-Кубра, 10462)






Оффлайн alqasawi

  • Administrator
  • Sr. Member
  • *****
  • Сообщений: 308
  • Свидетельства о нем: +91/-4
    • E-mail
Еще никто не оценил!
Интересно заметить, что человек сказал верные слова, но посланник (Салляллаху алейхи уа саллям) все равно вмешался и поправил. Потому, что важна не только внешняя правильность формы, но и намерение и уместность правильного в данном контексте, месте, обстоятельстве.
Тот человек сказал истину, но подразумевал неверное. В его словах был намек на то, что его оппонент в суде не по праву отсудил у него в свою пользу. Но он сам допустил это. Не пошевелился и не поискал свидетелей, доказательства, не проявил активность, сообразительность в отстаивании прав. Сам не предпринял мер, а потом когда естественно случилось ожидаемое, и присудили не в его пользу, он говорит "Мне достаточно Аллаха".
« Последнее редактирование: Декабрь 12, 2013, 04:46:01 pm от alqasawi »

Оффлайн alqasawi

  • Administrator
  • Sr. Member
  • *****
  • Сообщений: 308
  • Свидетельства о нем: +91/-4
    • E-mail
Еще никто не оценил!
Вот, что сказал мулла Али аль-Къари в толковании этого хадиса в своем шархе "Миркатуль-мафатих":

Цитировать
وعن عوف بن مالك أن النبي قضى بين رجلين أي حكم لأحدهما على الآخر فقال المقضي عليه لما أدبر حين تولى ورجع من مجلسه الشريف حسبي الله أي هو كافي في أموري ونعم الوكيل أي الموكول إليه في تفويض الأمور وقد أشار به إلى أن المدعي أخذ المال منه باطلا فقال النبي إن الله تعالى يلوم على العجز أي على التقصير والتهاون في الأمور ولكن عليك بالكيس بفتح فسكون أي بالاحتياط والحزم في الأسباب وحاصله أنه تعالى لا يرضى بالتقصير ولكن يحمد على التيقظ والحزم فلا تكن عاجزا وتقول حسبي الله بل كن كيسا متيقظا حازما فإذا غلبك أمر فقل أي حينئذ حسبي الله ونعم الوكيل ولعل المقضي عليه دين فأداه بغير بينة فعاتبه النبي على التقصير في الإشهاد قال الطيبي استدراك من العجز والمراد بالكيس هنا التيقظ في الأمر وإتيانه بحيث يرجى حصوله فيجب أن يحمل العجز على ما يخالف الكيس وما هو سبب له من التقصير والغفلة
يعني كان ينبغي لك أن تتيقظ في معاملتك ولا تقصر فيها قيل من إقامة البينة ونحوها بحيث إذا حضرت القضاء كنت قادرا على الدفع وحين عجزت عن ذلك قلت حسبي الله وإنما يقال حسبي الله إذا بولغ في الاحتياط وإذا لم يتيسر له طريق إلى حصوله كان معذورا فيه فليقل حينئذ حسبي الله ونعم الوكيل رواه أبو داود


Со слов Ауфа ибн Малика, что пророк (Салляллаху алейхи уа саллям) вынес судебное решение, рассудив между двумя людьми - то есть вынес решение в пользу одного, против другого.
Тот, против кого было вынесено решение, уходя - то есть когда повернулся и отошел от него (Салляллаху алейхи уа саллям).
Сказал:  "Довольно мне Аллаха" - то есть достаточно мне Его в моих делах.
Как прекрасен Он как Аль-Уакиль - то есть как тот, кому вверяют свои дела, чтобы он ими управлял. (Тем самым) Он намекнул, что истец отсудил у него имущество не по праву.
Тогда сказал посланник Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям): Поистине Аллах порицает беспомощность - то есть Аллах порицает пренебрежение (неактивность) и ленность (пассивность) в делах.
Но тебе надо (было) быть (более) решительным, расторопным и сообразительным (аль-кайс) - то есть тебе надо было предпринимать меры, быть решительнее и сообразительнее в изыскании причин.
То есть Аллах не любит небрежности (в делах), но хвалит живость (шустрость), решительность и сообразительность. Так не будь же беспомощным (мямлей, рохлей), говорящим (только на словах) "Довольно мне Аллаха". Но гляди в оба, будь живее, решительнее и сообразительнее.
Если ты уже ничего не можешь поделать, тогда говори: то есть вот в таких ситуациях говори
"Довольно мне Аллаха. Как прекрасен Он как Аль-Уакиль"

Скорее всего оппонент отсудил у него долг, и проигравший не имея доказательств был вынужден выплатить его. Пророк (Салляллаху алейхи уа саллям) упрекнул его в небрежности в деле поиска свидетелей.
Ат-Тъиби сказал: Беспомощность здесь противопоставляется сметливостb (смекалистость), что означает здесь решительность, сообразительность и живость в делах и в предпринятии мер, которые могут привести к желаемому результату. То есть беспомощность здесь нужно толковать в контексте со словом сметливость, то есть беспомощность это несметливость и то, что является причиной упущения и небрежности. То есть тебе следовало быть расторопным в делах и не быть вялым в предпринятии мер. Было сказано, что это касалось (в хадисе) поиска доказательства и тому подобного, чтобы когда ты предстал перед судом, мог отвести от себя притязания. А ты не сделав всего этого, говоришь "Довольно мне Аллаха". Ведь фраза "Довольно мне Аллаха", говорится когда ты предпринял все возможное. И когда это сделать затруднительно, вот тогда тебе есть оправдание и ты говоришь "Хасбийяллааху, уа ниъмаль-Уакииль".
Хадис передал Абу Дауд
(Миркатуль-Мафатих, Мулла Али Аль-Къари)
 


« Последнее редактирование: Декабрь 12, 2013, 05:46:09 pm от alqasawi »

Теги:
 
Share this topic...
In a forum
(BBCode)
In a site/blog
(HTML)


Powered by EzPortal