Автор Тема: Выискивание недостатков у мусульман.  (Прочитано 7671 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн muvahhidah

  • Full Member
  • ***
  • Сообщений: 210
  • Свидетельства о нем: +3/-0
  • حسبنا الله ونعم الوكيل على كل ظالم
Выискивание недостатков у мусульман.
« : Октябрь 23, 2013, 05:35:08 pm »
Еще никто не оценил!
بسم الله الرحمن الرحيم
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا اجْتَنِبُوا كَثِيراً مِّنَ الظَّنِّ إِنَّ بَعْضَ الظَّنِّ إِثْمٌ وَلَا تَجَسَّسُوا وَلَا يَغْتَب بَّعْضُكُم بَعْضاً أَيُحِبُّ أَحَدُكُمْ أَن يَأْكُلَ لَحْمَ أَخِيهِ مَيْتاً فَكَرِهْتُمُوهُ وَاتَّقُوا اللَّهَ إِنَّ اللَّهَ تَوَّابٌ رَّحِيمٌ .12                                                             
О те, которые уверовали! Избегайте многих предположений, ибо некоторые предположения являются грехом. Не шпионьте и не злословьте за спиной друг друга. Разве понравится кому-либо из вас есть мясо своего покойного брата, если вы чувствуете к этому отвращение? Бойтесь Аллаха! Воистину, Аллах – Принимающий покаяния, Милостивый. (Аль-худжурат)

Куртуби сделал шарх этого аята под десятью заголовками.
1. Остерегаться предположений.
2. Необходимость избегания предположений.
3. Положения и ахкамы предположений.
4. Таджассус (выискивание недостатков)
5. Гъибат.
6. Тяжесть греха гъибата.
7. Границы гъибата
8. Пути испрашивания прощения за гъибат, так как это из больших грехов.
9. Гъибат относительно тех из нечестивцев, которые совершают грехи в открытую и им подобных.
10. Пример отвратительности указывает на то, что надо бояться Аллаха.

Подробно разбираются три вещи, которые разрушают братство между мусульманами. Много уже везде говорится о предположениях и о гъибате. Я хочу остановиться на таджассусе (выискивании недостатков у мусульман), которое является не меньшим проявлением греховного относительно брата мусульманина. Так как сейчас распространяется такая болезнь, как выискивать недостатки у тех, кому уже дали хукм мусульманина. Это непременно оставляет неприятный осадок в сердцах мусульман. Одни это делают по своему невежеству, думая что так надо поступать. Другие же из-за своей греховности.

Посмотрим, что сказал Аллах и как понимают этот вопрос праведные ученые. Разберем четвертый пункт шарха Куртуби:

Аллах говорит в этом аяте : و لا تجسسوا
И не шпионьте (не следите друг за другом, выискивая недостатки)
Аль-хасан и некоторые другие читали это слово не как таджассус, а как таhассус. Вели кА ли разница между этими двумя словами? Аль-ахфас сказал, что разница в смысле этих слов небольшая. Так как таджассус – это вынюхивание того, что от тебя скрывают. Тахассус – это попытки добывать информацию. По другому же мнению, таджассус и есть добывание информации и исследование их. И поэтому, если человек уполномочен подобными делами, то его называют джасус (шпион). Тахассус же это понимание (исследование) готовой информации. Тахассус так же означает то, что человек что-то исследует лично для себя.

Таджассус же исследование чего-то будучи засланным кем-то. Такой шарх сделал Саъляб. Однако первое более известное толкование. Если будет сказано «я сделал таджассус новостей», то имеется ввиду я их исследовал лучше и лучше. Отсюда и исходит смысл джасус.
Смысл аята таков: Вы принимайте то, что видно захиран (внешне), не следуйте за их сокрытыми недостатками. То есть, пусть никто из вас не пытается выискивать те из недостатков ваших братьев, в то время как Аллах покрыл и скрыл их.
В книге абу Дауда передается от Муавия, что он слышал как посланник Аллаха, соля Аллаху аляйхи уа саллям сказал:

"Если ты пустишься в выискивание у людей скрытых недостатков, то ты испортишь их или приблизишь к этой степени."
Абу Ад-дарда сказал: Это слова, которые позволил Аллах услышать Муавию и извлечь пользу из них. Аль-Микдад бин Мадикариб переад от абу Умама, что пророк, соля Аллаху аляйхи уа саллям сказал:

"Поистине, амир испортит людей, если он пустится в расследования, опираясь на сомнительные вещи между людьми."
Зейд бин Уахб сказал: Привели у ибн Масъуду человека и сказали: Это такой-то такой-то, у него с бороды капает спиртное. На что АбдуЛЛах ибн Масъуд сказал: Нам таджассус запрещен. Однако, если что-то увидим воочию, то спрос будет соответствующий.
Так же передается от абу Барза аль-ашлями, что посланник Аллаха, солляЛлаху аляйхи уа саллям, сказал:
"О тот, который которые стали мусульманами, но не уверовали в сердцах! Не делайте гъибет мусульман и не выискивайте их скрытые недостатки. Так как, кто будет выискивать их скрытые недостатки, то Аллах тоже выявит его скрытые недостатки. И если Аллах выявит его скрытые недостатки, то Он его унизит даже если он у себя дома."
АбдурРахман бин Ауф сказал:
Однажды мы были на стороже в Мадине вместе с Умаром, да будет доволен им Аллах. Мы увидели дом, с приоткрывшейся дверью, в которой горела свеча. Мы поняли, что внутри есть толпа людей по громким смешанным голосам. Это дом Рабиа бин Умеййя бин Халеф. Он сейчас распивает спиртное, что вы скажете на это? Я сказал: Мы сейчас занимаемся тем, что нам запретил Аллах. Ведь Всевышний сказал:. "Не выискивайте  скрытые недостатки друг друга." А мы это переступили. И Умар, вернулся и не воспротивился этому.
Абу Киляба сказал: Умар бин Аль-хаттаб услышал, что Абу Михджан ас-сакафи у себя дома распивает с друзьями и он пришел к нему домой и вошел и увидел, что с ним не было никого, кроме одного человека. Абу Михджан сказал: Твой поступок не является позволительным тебе. Так как Аллах тебе запретил таджассус (выискивание недостатков). Умар покинул его дом и не воспротивился этому.   
Зейд бин аль-Ашлям сказал:
Умар и АбдуРрахман однажды ночью были на стороже. И увидели огонек, попросили разрешения и открылась дверь. И увидели там человека и женщину, которая пела. В руках у человека был бокал. Умар спросил: О такой-то, ты занимаешься подобным?! А тот ответил: О амир уверовавших, ты тоже занимаешься подобными делами?! Умар спросил: Эта женщина кем тебе приходится? Тот ответил: Жена. Умра снова спросил: А что это у тебя в руках? На что тот ответил: Это сладкая вода. Умра спросил у женщины: А что за песню ты распеваешь? (далее она передала слова песни) И сказал мужчина: О амир уверовавших, нам не было велено подобное. Аллаху Таъаля сказал:
"Не вытскивайте скрытые недостатки друг друга." Умар согласился с ним сказав: Ты сказал правду.
Я (Куртуби) же скажу: Из этого рассказа не выясняется, что та женщина не была его женой. Так как Умар не таков был, чтобы согласится с зина. И в песне звучали стихи, слова которого указывали на положение жены, до ее замужества, когда не было его рядом с ним.  А Аллаху известно об этом лучше.
Амр бин Динар сказал:
У одного из мединцев заболела сестра. И он ее посещал. Потом она умерла и он ее похоронил. В могилу тоже опускался он сам. И у него выпал кошелек с некоторым количеством динаров. Он попросил помочь одного из родственников. Раскрыли могилу и когда он достал кошелек, сказал: Поистине я хочу увидеть положение моей сестры, поэтому открою ее. Открыв могилу, увидел огонь в могиле. Он пришел к своей матери и  сказал: Расскажи мне, чем занималась моя сестра. Мать сказала: Твоя сестра умерла, нет ее, для чего тебе понадобилось расспрашивать об этом? Но он настаивал на своем. Тогда мать сказала: Твоя сестра запаздывала с совершением намаза. И когда соседи засыпали, она вставала и подслушивала их, прикладывая ухо к их двери. Узнавал их секреты и распространяла их. На это ее брат сказал: Вот это и погубило ее.
(Тафсир Куртуби. Худжурат, 12.)
........
Даралтановцы болеют болезнью время от времени экзаменовать членов своей группировки. По причине которого в их группе осталось мизерное количества из того, что было в одно время.
А из тафсира видим и то, как лидер может портить своих подопечных подобным поведением. Это так же может коснуться и нас всех по отдельности и опекунов в семьях. Пусть Аллах убережет нас от подобных недостатков. Амин.



حسبي الله لا اله الاهو عليه توكلت وهو رب العرش العظيم

Оффлайн muvahhidah

  • Full Member
  • ***
  • Сообщений: 210
  • Свидетельства о нем: +3/-0
  • حسبنا الله ونعم الوكيل على كل ظالم
Выискивание недостатков у мусульман.
« Ответ #1 : Октябрь 23, 2013, 06:26:39 pm »
Еще никто не оценил!
Ибн Араби в тафсире к этому аяту передал следующий хадис:

ومتعلقهم في ذلك حديث أبي هريرة قال النبي صلى الله عليه وسلم : 
С этой темой связанны хадис передается от Абу Хурайра, что посланник Аллаха, солляЛЛаху аляйхи уа саллям, сказал:
{ إياكم والظن ، فإن الظن أكذب الحديث ولا تحسسوا ولا تجسسوا ، ولا تقاطعوا ، ولا تدابروا ، وكونوا عباد الله إخوانا } .
Остерегайтесь предположений, поистине предположения есть самые лживые из речей. И не разузнавайте (ля тахассасу) и не шпионьте (ля таджассасуу ), и не порывайте друг с другом, и не враждуйте друг с другом, и будьте рабами Аллаха в братстве.
(Тафсир ибн Араби)
« Последнее редактирование: Октябрь 23, 2013, 06:44:59 pm от muvahhidah »
حسبي الله لا اله الاهو عليه توكلت وهو رب العرش العظيم

Оффлайн muvahhidah

  • Full Member
  • ***
  • Сообщений: 210
  • Свидетельства о нем: +3/-0
  • حسبنا الله ونعم الوكيل على كل ظالم
Выискивание недостатков у мусульман.
« Ответ #2 : Октябрь 23, 2013, 06:59:14 pm »
Еще никто не оценил!
Ибн Касир этот момент делает тафсир следующим образом:
 
[ وقوله ] : ( ولا تجسسوا ) أي : على بعضكم بعضا . والتجسس غالبا يطلق في الشر ، ومنه الجاسوس . وأما التحسس فيكون غالبا في الخير ، كما قال تعالى إخبارا عن يعقوب [ عليه السلام ] أنه قال : ( يا بني اذهبوا فتحسسوا من يوسف وأخيه ولا تيأسوا من روح الله ) [ يوسف : 87 ] ، وقد يستعمل كل منهما في الشر ، كما ثبت في الصحيح أن رسول الله – صلى الله عليه وسلم – قال : ” لا تجسسوا ، ولا تحسسوا ، ولا تباغضوا ، ولا تدابروا ، وكونوا عباد الله إخوانا ” .

وقال الأوزاعي : التجسس : البحث عن الشيء . والتحسس : الاستماع إلى حديث القوم وهم له كارهون ، أو يتسمع على أبوابهم . والتدابر : الصرم . رواه ابن أبي حاتم .

Уа ля таджассасу- то есть, (не шпионьте) одни за другими. Таджасссус в основном применяется в плохом смысле. Из этого и образуется слово джасус – шпион. А что касается слова Ат-тахассус, то он чаще всего применяется в хорошем смысле. Как извещает Аллаху Таъаля о Йаъкубе, мир ему, который сказал: О дети мои. Идите и разузнайте (тахассасуу) о Йюсуфе и о его брате и не отчаивайтесь в милости Аллаха. (Йюсуф, 87).
Однако каждый из этих двоих слов используется и в плохом значении. Как на это указывается в хадисе сахих, что посланник Аллаха, солля Аллаху аляйхи уа саллям, сказал: Не шпионьте (ля таджассасу) и не выискивайте (ля тахассасу) и не питайте взаимную ненависть друг к другу, и не враждуйте друг с другом и будьте рабами Аллаха в братстве.”
Сказал Аузаъи: Ат-таджассус – это выискивание чего-то. Ат-тахассус – выслушивание речи людей, которые его не любят. Или подслушивание в двери. Ат-тадабиру – разрыв отношений. (Передал Ибн Аби Хатим)
(Тафсир ибн Касир)
« Последнее редактирование: Октябрь 23, 2013, 07:02:09 pm от muvahhidah »
حسبي الله لا اله الاهو عليه توكلت وهو رب العرش العظيم

Теги:
 
Share this topic...
In a forum
(BBCode)
In a site/blog
(HTML)


Powered by EzPortal