Автор Тема: Сунна, как источник законодательства в исламе  (Прочитано 5167 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Турки

  • Доверенный пользователь
  • Newbie
  • *****
  • Сообщений: 2
  • Свидетельства о нем: +0/-0
    • E-mail
Еще никто не оценил!

Сунна

как источник законодательства, ее значение, функции и фиксация.

 

Содержание

1. Лексическое и терминологическое значение слова Сунна.

a) Сунна с точки зрения хадисоведения.

b) Сунна с точки зрения фикха (исламского права)

c) Сунна с точки зрения методологии фикха

d) Сунна с точки зрения калямистов (и некоторых ученых фикха).

 

2. Сунна, как источник законодательства. Законотворческая сила Сунны. Необходимость следования Сунне.

 

3. Функции Сунны

a) Сунна подтверждает и завершает хукмы Корана.

b) Сунна разъясняет хукмы Корана; детализирует краткое изложение Корана, конкретизирует обобщения Корана, накладывает условия на абсолютные выражения Корана, поясняет неопределенные выражения Корана (тафсъиль муджмаля, тахсис умума, такъйид мутълякъа, тафсир мубхама).

c) Сунна добавляет свои хукмы к хукмам Корана.

d) Сунна отменяет некоторые хукмы Корана.

 

4. Фиксация и передача Сунны

a) Щепетильность сахабов, табиина и атбаут-табиина в вопросах передачи Сунны, Сохранение хадисов.

b) Письменная фиксация Сунны со времен посланника Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям).

                                                       I.            Свитки с хадисами, подготовленные по указанию посланника Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям).

                                                     II.            Свитки и рукописи с хадисами, составленные сахабами.

·         Свиток «Ас-Садикъа» Абдуллаха ибн Амра ибн аль-Аса.

·         Рукописи Абдуллаха ибн Аббаса.

c) Фиксация хадисов в последующий после сахабов период.

                                                       I.            Свиток «Ас-сахиха» Хаммама ибн Мунаббиха.

                                                     II.            Фиксация хадисов по приказу Умара ибн Абдульазиза

                                                   III.            Первые составители упорядоченных сборников хадисов. Появление «Шести Книг» (Кутуб Ситта).

 

5. Итог

 

 

Сунна как источник законодательства, ее значение, функции и фиксация.

 

На протяжении всей истории ислама Сунна всегда считалась вторым после Корана источником законодательства. Согласно аята: «وَأَنزَلْنَا إِلَيْكَ الذِّكْرَ لِتُبَيِّنَ لِلنَّاسِ مَا نُزِّلَ إِلَيْهِمْ» («И мы низвели тебе поминание дабы ты разъяснял людям, что им ниспослано» – 16/44), посланнику Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям) было приказано практиковать и разъяснять Коран. Вся его жизнь, все слова, деяния и одобрения направлены на претворение Корана в жизнь и его разъяснение. Наши предводители сахабы тоже оценивали Сунну как практикование Корана и потому берегли ее как и Коран.

Прежде чем перейти к объяснению Сунны с точки зрения законотворчества, ее места в исламском праве, ее функций и ее тщательной фиксации и сохранению для лучшего понимания всех этим тем приведем лексическое и терминологические значения и определения понятия «Сунна».

1. Лексическое и терминологическое значение слова Сунна.

 

Лексическое значение слова Сунна: обыкновение; стезя; манера; метод; способ; путь, которым следуют, будь он хороший или плохой[1]. В одном из хадисов посланник Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям) употребил это слово в его лексическом значении:

مَن سَنَّ في الإِسلام سُنَّة حَسَنَة فله أجرُها وأجرُ من عمل بها من بعده ، من غير أن يَنْقُصَ من أجورهم شيء ، ومن سَنَّ في الإِسلام-سُنَّة سيِّئة كان عليه وِزْرُها وَوِزْرُ مَنْ عمل بها من بعده ، من غير أن ينقُصَ من أوزارهم شيء

 

«Кто положит начало хорошей сунне, то он получает награду как за нее, так и награду тех, кто придерживался ее после него причем от их награды ничего не уменьшается. И точно так же: кто положит начало плохой сунне, то он получает грех как за нее, так и грех тех, кто придерживался ее после него причем от их греха ничего не уменьшается»[2].

Что касается терминологического значения Сунны, то ученые хадиса, фикха, методологии и каляма дали следующие определения:

a)    Сунна с точки зрения хадисоведения.

Хадисоведы дали следующее определение Сунны: Все, что дошло до нас от посланника Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям) из того, что он делал или оставлял, независимо от того выводятся оттуда шариатские нормы или нет. Все его слова, деяния или одобрения, которыми он постановил в религии фард, ваджиб, сунну, желательное, этикет, мубах, макрух и харам, а также все что касается его нрава, жизненного и религиозного пути, биографии и описания, будь то до посланничества или после.

Хадисоведы употребили слова хадис и сунна как два взаимозаменяемых синонима и не делали различия между этими двумя терминами[3].

b)      Сунна с точки зрения фикха (исламского права)

Ученые фикха обозначили сунну как категорию шариатских норм из ряда: фард, ваджиб, сунна, харам, макрух и определили ее как не являющиеся фардом или ваджибом поступки в религии, которые делал посланник Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям) и советовал делать другим.

Как это передает имам Сарахси, по мнению ханафитских ученых Сунна это путь, которым следовал посланник Аллаха (да пребудут над ним самые достойные приветствия и благословения), а после него сахабы[4]. Сарахси указывает на то, что термин «Сунна» включает в себя не только путь, которым следовал посланник Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям). В доказательство он приводит хадис «Завещаю вам мою Сунну и Сунну Халифов, что идут верным путем. Следуйте им и крепко держитесь их»[5] и говорит: «Доказательствами установлено, что почтенный посланник (Салляллаху алейхи уа саллям) этот, тот, за кем следуют в вопросах, который он практиковал как религию. Так же и сахабы после него. По нашему мнению слова сахабов есть доказательство, а их поступки Сунна[6]. Имам Абу Ханифа дошедшие достоверным путем слова и практику сахабов считал сильнее къияса и за основу брал их. Только если сахабы разногласили между собой, он (на основе къияса) делал выбор между словами и поступками сахабов.

c)       Сунна с точки зрения методологии фикха

Методологисты фикъха обозначили Сунну как: Все слова, поступки и одобрения (молчаливое согласие к словам или поступкам других), изошедшие от посланника, которые имеют самостоятельную законодательную силу наряду с Кораном. Термин хадис они тоже определяют, как слова, поступки и одобрения посланника Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям)  и используют как синоним слова Сунна[7].

Методологисты фикха в своем определении Сунны сделали акцент на ее законотворческую функцию. То есть они рассматривают Сунну как один из источников исламского законодательства. Ученые фикха же Сунной назвали шариатскую норму того деяния, которое установила Сунна, как законодательный источник (т.е. Сунна в понимании методологистов). Эти определения не противоречат друг другу, но разнятся по причине метода и цели определения. Ведь хадисоведы изучают посланника Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям) со всех сторон, ученые фикха же подходят с точки зрения шариатских норм и постановлений, а методологисты фикха с точки зрения источника законодательства и юридической силы[8].

d) Сунна с точки зрения калямистов (и некоторых ученых фикха).

Калямисты и некоторые ученые фикха определяют сунну как противоположность бидату. То есть, те, кто живет по сунне, они сторонники Сунны, а те, кто ей противоречит, они нововведенцы-бидатщики[9].

После того, как мы привели основные определения значения термина Сунна, можем перейти к разъяснению места сунны в законодательстве, законодательной силы Сунны и необходимости следования Сунне.

 

2. Сунна, как источник законодательства. Законотворческая сила Сунны. Необходимость следования Сунне

 

Сунна является вторым после Корана источником законодательства. Великое множество доказательств из Корана, самой Сунны, практики сахабов, иджмы уммы, а также здравого рассуждения и логики доказывают законодательную силу Сунны, что она является полноценным доказательством и следование ей обязательно. Все ученые единогласно сошлись в том, что достоверная Сунна, принадлежность к посланнику Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям) которой точно установлена, является полноценным источником исламского права и обязательна к действию. Сам Коран, а также хадисы многократно указывают на доказательную силу Сунны, ее обязательность к исполнению и важность следования ей. Мы ограничимся тем, что приведём лишь небольшую часть этих доказательств.

Доказательства из Корана:

 

О том, что посланник Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям) ведет к Аллаху (Джалля Джалялюху):

 

وَإِنَّكَ لَتَهْدِي إِلَىٰ صِرَاطٍ مُّسْتَقِيمٍ . صِرَاطِ اللَّهِ الَّذِي لَهُ مَا فِي السَّمَاوَاتِ وَمَا فِي الْأَرْضِ

«И поистине, ты ведешь (своими указаниями) по прямому пути – пути Аллаха, которому принадлежит все, что на небесах, и все, что на земле» - (42/52-53)

 

يَا أَيُّهَا النَّبِيُّ إِنَّا أَرْسَلْنَاكَ شَاهِدًا وَمُبَشِّرًا وَنَذِيرًا  . وَدَاعِيًا إِلَى اللَّهِ بِإِذْنِهِ وَسِرَاجًا مُّنِيرًا

«О пророк! Мы послали тебя Свидетелем (о том, что он донес призыв до своей уммы), Возвещающим (о благе, что ждет тех, кто последует его призыву) и Предупреждающим (о наказании тем, кто отвернется). (А также) и Призывающим к Аллаху с его распоряжения и Освещающим (путь людей) Светочем». – (33/45-46)

 

О том, что условие любви к Аллаху это следование досточтимому посланнику:

 

قُلْ إِن كُنتُمْ تُحِبُّونَ اللَّهَ فَاتَّبِعُونِي يُحْبِبْكُمُ اللَّهُ وَيَغْفِرْ لَكُمْ ذُنُوبَكُمْ ۗ وَاللَّهُ غَفُورٌ رَّحِيمٌ

Скажи (им): «Если вы (утверждаете, что) любите Аллаха, тогда следуйте мне (моей сунне). Чтобы и Аллах вас полюбил и простил грехи ваши, ведь Аллах Прощающий, Милостивый (к тем, кто следует за его посланником)» - (3/31)

 

О том, что посланник Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям) пример и образец для подражания для тех, кто хочет получить земную и последнюю жизнь:

 

لَّقَدْ كَانَ لَكُمْ فِي رَسُولِ اللَّهِ أُسْوَةٌ حَسَنَةٌ لِّمَن كَانَ يَرْجُو اللَّهَ وَالْيَوْمَ الْآخِرَ وَذَكَرَ اللَّهَ كَثِيرًا

«Поистине в посланнике Аллаха есть прекрасный пример для (тех из) вас, кто ждет (милость) Аллаха и Последний день и часто возвращается мыслью к Аллаху» - (33/21)

 

О том, что обязательно повиноваться посланнику Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям) в том, что он нам сообщает:

 

وَمَا آتَاكُمُ الرَّسُولُ فَخُذُوهُ وَمَا نَهَاكُمْ عَنْهُ فَانتَهُوا ۚ وَاتَّقُوا اللَّهَ ۖ إِنَّ اللَّهَ شَدِيدُ الْعِقَابِ

«А что дал вам посланник – то берите, а что запретил – от того удержитесь. И остерегайтесь (гневить) Аллаха, ведь Аллаха наказание сурово.» -  (59/7)

 

В связи с этим весьма примечателен подход Абдуллаха ибн Масуда к толкованию этого аята. Напомним, что Ибн Масуд один из лучших знатоков Корана, ученый этой уммы и ее авторитет. В сахихах Бухари и Муслима передается, что Абдуллах ибн Масуд как-то сказал:

«Да проклянет Аллах женщин, которые для красоты изменяют творение всевышнего Аллаха и делают татуировки и которым делают татуировки; которые выщипывают брови и которым выщипывают брови; и которые обтачивают зубы»[10]. Одна женщина, до которой дошли его слова, пришла к нему и сказала: «До меня дошло, что ты проклинаешь таких-то. К чему это ты?». Ответил ей Ибн Масуд: «А почему бы мне не проклинать тех, кого проклинал посланник Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям)? К тому же это есть и в книге Аллаха». Она сказала: «Я прочла писание Аллаха от корки до корки, но что-то такого не встречала». Он ответил: «Если бы ты на самом деле (вдумчиво) прочла писание Аллаха, то непременно бы встретила это. Ведь Всевышний Аллах сказал: وَمَا آتَاكُمُ الرَّسُولُ فَخُذُوهُ وَمَا نَهَاكُمْ عَنْهُ فَانتَهُوا ۚ وَاتَّقُوا اللَّهَ ۖ إِنَّ اللَّهَ شَدِيدُ الْعِقَابِ

«А что дал вам посланник – то берите, а что запретил – от того удержитесь».

Тогда сказала женщина: «Все поняла и приняла это всем сердцем». Абдуллах ибн Масуд сказал: «Знай, что посланник Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям) запретил, что я перечислил»[11].

 

О том, что повиновение посланнику (Салляллаху алейхи уа саллям), это повиновение Аллаху:

 

مَّن يُطِعِ الرَّسُولَ فَقَدْ أَطَاعَ اللَّهَ

«Кто повинуется посланнику, тот (на самом деле) повиновался Аллаху» - (4/80)

 

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا أَطِيعُوا اللَّهَ وَرَسُولَهُ وَلَا تَوَلَّوْا عَنْهُ وَأَنتُمْ تَسْمَعُونَ

«О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху и его посланнику и не отворачивайтесь от него (от посланника) в то время, как вы слышите (доводы Корана)» - (8/20)

 

وَمَن يُطِعِ اللَّهَ وَالرَّسُولَ فَأُولَٰئِكَ مَعَ الَّذِينَ أَنْعَمَ اللَّهُ عَلَيْهِم مِّنَ النَّبِيِّينَ وَالصِّدِّيقِينَ وَالشُّهَدَاءِ وَالصَّالِحِينَ ۚ وَحَسُنَ أُولَٰئِكَ رَفِيقًا

«А кто повинуется Аллаху и посланнику - они вместе с теми, кому Аллах оказал милость, (а именно): с пророками, верными, шахидами, и праведниками. Какое это прекрасное общество!» - (4/69)

 

Обязательность подчиняться суждениям посланника Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям):

 

وَمَا كَانَ لِمُؤْمِنٍ وَلَا مُؤْمِنَةٍ إِذَا قَضَى اللَّهُ وَرَسُولُهُ أَمْرًا أَن يَكُونَ لَهُمُ الْخِيَرَةُ مِنْ أَمْرِهِمْ ۗ وَمَن يَعْصِ اللَّهَ وَرَسُولَهُ فَقَدْ ضَلَّ ضَلَالًا مُّبِينًا

«Когда Аллах и (по Его откровению) посланник постановил решение в каком-нибудь деле, ни для верующего, ни для верующей не остается никакого права выбора. А кто (выбрал другое, и тем самым) ослушался Аллаха и его посланника, тот сбился явным заблуждением» - (33/36)

 

فَلَا وَرَبِّكَ لَا يُؤْمِنُونَ حَتَّىٰ يُحَكِّمُوكَ فِيمَا شَجَرَ بَيْنَهُمْ ثُمَّ لَا يَجِدُوا فِي أَنفُسِهِمْ حَرَجًا مِّمَّا قَضَيْتَ وَيُسَلِّمُوا تَسْلِيمًا

«Но нет! Клянусь твоим Господом, они не будут (считаться) уверовавшими пока не возьмут (только) тебя судьей в том, в чем разногласят между собой и (пока) не перестанут ощущать тягость в своих душах от того, как ты рассудил (между ними) и (пока) полностью не смирятся (с твоим решением)». – (4/65)

 

Доказательства из Сунны:

 

"Поистине, самое правдивое из всех слов - книга Аллаха; и лучший путь - путь (сунна) Мухаммада. Самое скверное из всех дел, - то, что привнесено (в религию) после. То, что придумано после - новшество. Каждое новшество - заблуждение. Каждое заблуждение - в Aду"[12]

 

«Тот из вас, кто останется жить после меня, увидит анархию и множество раздоров. Посему придерживайтесь моей Сунны и сунны праведных халифов. Руководствуйтесь ею и держитесь за нее коренными зубами»[13].

 

Побуждение изучать Сунну и передавать другим:

 

Абдуллах ибн Масуд передает, что посланник Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «Да обелит Аллах лицо того, кто услышит мои слова, выучит их и передаст другим»[14].

 

Следование Сунне приводит в рай:

 

Сказал посланник Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям): «Все члены моей уммы войдут в рай, кроме тех, кто отказался.». Спросили сахабы: «А кто это такие, кто отказался, о посланник Аллаха?». Посланник Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям) ответил: «Кто повинуется мне, тот войдет в рай, а кто ослушивается меня, тот отказывается входить в рай»[15].

 

А вот пожалуй один из самых ярких и примечательных хадисов о важности Сунны и необходимости ей следовать:

«Пусть я не увижу, чтобы кто-нибудь из вас, когда придет к нему одно из моих повелений или запрещений скажет, развалившись в кресле: «Мы не признаем это (Есть книга Аллаха, а Сунну мы не признаем). Что мы найдем в книге Аллаха, за тем и следуем»»[16].

 

В похожем хадисе, который передается в сунане Абу Дауда говорится:

«Имейте ввиду, Мне дана Книга и вместе с Книгой еще подобное ей (т.е. Сунна)»[17].

 

В другом хадисе тоже переданном в сунане Абу Дауда говорится:

«Из вас есть такой, что развалившись в кресле, отвергает мои хадисы и полагает, что Аллах запрещает только через Книгу. Имейте ввиду хадисы, в которых я вас увещеваю, приказываю или запрещаю, имеют такую же законодательную силу, как и Коран»[18].

 

В конце похожих преданий, переданных в сунане Тирмизи и Ибн Маджи, передаются слова посланника Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям): «Обратите внимание, запомните. Запрещение посланника Аллаха подобно запрещению Аллаха (Кораном)»[19].

 

Как теперь после того, как видно какую огромную важность придал Сунне Аллах и его посланник, после того как мы видим, как сахабы всю свою жизнь посвятили неуклонному следованию Сунне, ее сбережению и точной фиксации. Как теперь после всего этого, кто-то может сеять сомнения относительно Сунны и пытаться принизить ее значимость. Такой человек на самом деле пытается аннулировать действие самого Корана. Ведь Сунна и Коран неразрывны. С самого начала низведения Корана, Сунна претворяла в жизнь цели и хукмы Корана. Кто пытается отделить Коран от Сунны, тот открыл войну и Корану и Сунне и стал пособником их врагов.

После того, как мы объяснили законодательную силу Сунны, то, что она является доказательством и обязывает всех следовать ей, перейдем к более конкретному рассмотрению на примерах функций Сунны по отношению к Корану.

3. Функции Сунны

Сунна, имеющая полноценную законодательную силу наряду с Кораном, может самостоятельно устанавливать религиозные нормы в шариате: фард, ваджиб, сунна, мустахабб, адаб, мубах, макрух и харам. Но вместе с этим она выступает не как отдельный источник, а как подтверждение, дополнение, завершение хукмов Корана. Функции Сунны по отношению к Корану можно собрать в четырех категориях:

 

a) Сунна подтверждает и завершает хукмы Корана.

 

Примерами функции подтверждения Сунны могут служить хадисы об обязательности намаза, поста, хаджа; о запретности непокорности родителям, лжесвидетельства, убийства не по праву. Функция завершения проявляется в хадисы, где приводятся завершающие положения и дополнения к изложенным в Коране хукмам лиана (взаимного призывания проклятия на себя в случае обвинения мужем жены в супружеской измене).

 

b) Сунна разъясняет хукмы Корана; детализирует краткое изложение Корана, конкретизирует и ограничивает обобщения Корана, накладывает условия на абсолютные выражения Корана, поясняет неопределенные выражения Корана (тафсъиль муджмаля, тахсис умума, такъйид мутълякъа, тафсир мубхама).

 

Таким образом Сунна показывает, как именно нужно претворять в жизнь хукмы Корана. Например, Коран дал категорические приказы совершать намаз и давать закят, но подробное изложение того, как именно нужно выполнять эти приказы оставил Сунне. В Коране нет подробного разъяснения времен намаза, количество ракятов, что, где и когда нужно читать в намазе, виды имуществ, подлежащего закяту, меры и количество закята, положенного к выплате. Все эти хукмы дошли до нас только через Сунну.

 

Пример разъяснение Сунной неопределенного (мубхам), сложного для понимания (мушкиль) выражения Корана это случай с сахабами, после того, как ниспустился аят:

 الَّذِينَ آمَنُوا وَلَمْ يَلْبِسُوا إِيمَانَهُم بِظُلْمٍ أُولَٰئِكَ لَهُمُ الْأَمْنُ وَهُم مُّهْتَدُونَ

«Те, которые уверовали, и не примешали к своей вере несправедливость – для них нет угрозы, и они наставлены на истину» - (6/82). Когда ниспустился этот аят, сахабы тяжело восприняли его и пришли к посланнику Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям) обеспокоенные: «О посланник Аллаха! А кто из нас не допускает несправедливость». Посланник Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям) тогда ответил: Это не то, что вы думаете. Это подобно тому, что Лукман говорил своему сыну:

وَإِذْ قَالَ لُقْمَانُ لِابْنِهِ وَهُوَ يَعِظُهُ يَا بُنَيَّ لَا تُشْرِكْ بِاللَّهِ ۖ إِنَّ الشِّرْكَ لَظُلْمٌ عَظِيمٌ

«Вот сказал Лукман своему сыну, увещая его: "О сынок мой! Не придавай Аллаху сотоварищей: ведь многобожие - великая несправедливость» - (31/13).[20]

То есть Сунна нам разъясняет, что слово «несправедливость», использованное в аяте 6/82, означает многобожие.

 

Что касается конкретизации и ограничения обобщений Корана, то пример этому хадис:

«Нельзя совмещать женитьбу на женщине и на ее тетке по отцу или матери»[21]. Этот хадис ограничивает общий хукм о разрешенности в аяте:

وَأُحِلَّ لَكُم مَّا وَرَاءَ ذَٰلِكُمْ

«… А остальные женщины вам разрешены» - (4/24)

Пример для накладывания условий и ограничений на абсолютный хукм Корана – хадис:

«Завещать можно только не больше одной трети имущества»[22]. Этот хадис накладывает условие на неограниченный хукм о завещании в аяте 4/11. Сунна сообщила, что завещание больше одной трети имущества без согласия наследников не имеет силы.

 

c) Сунна добавляет свои хукмы к хукмам Корана.

 

Это показывает, что Сунна имеет самостоятельную доказательную и законодательную силу. Например хукм о доле бабушки в наследстве, хукмы о том, что намаз витр и садака разговения - ваджиб. Хукмы о запретности мяса домашних ослов, птиц с когтями, хищных животных с клыками. Хукмы молочного родства, запретность золота и шелка для мужчин. Все эти нормы установлены только Сунной.

 

Хоть такие некоторые ученые, как Шатъиби и расценили эту функцию Сунны как детализация основного хукма, который уже установил Коран, в итоге на практике ничего не меняется. Все ученые единогласно сходятся в том, что Сунна является самостоятельным, полноценным доказательством в законодательстве Ислама, имеет обязывающую юридическую силу и обязательна к исполнению. В этом нет разногласия между учеными.

 

d) Сунна отменяет некоторые хукмы Корана.

 

Это по мнению ханафитских и некоторых других ученых. Например хадис «Нет завещания для наследника»[23] отменяет хукм аята о завещании:

كُتِبَ عَلَيْكُمْ إِذَا حَضَرَ أَحَدَكُمُ الْمَوْتُ إِن تَرَكَ خَيْرًا الْوَصِيَّةُ لِلْوَالِدَيْنِ وَالْأَقْرَبِينَ بِالْمَعْرُوفِ ۖ حَقًّا عَلَى الْمُتَّقِينَ

«Когда к кому-нибудь из вас приблизилась смерть и он оставляет [после себя] состояние, то как это и надлежит богобоязненным, предписано вам завещание в рамках разумного в пользу родителей и близких родственников.» - (2/180)

 

Те ученые, которые считают возможным отмену Сунной, ставят условие, чтобы отменяющий хадис был мутаватиром[24]. Ханафитские ученые считают достаточным и «известный» хадис[25].

Теперь после того, как мы рассмотрели неразрывность законотворчества Корана и Сунны, а также функции Сунны по отношению к Корану, перейдем к вопросу том, как тщательно фиксировалась, сберегалась и передавалась Сунна, начиная со времен посланника Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям).

4. Фиксация и передача Сунны

 

Досточтимые сахабы очень хорошо уяснили важность и значимость Сунны. Потому, что на то время все способствовало изучению и внедрению Сунны в умы людей. Ведь посланник Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям) претворял Коран в жизнь и его это применение Корана на практике и было Сунной. Сподвижники посланника Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям) тоже были обязаны практиковать Коран и поэтому со всем вниманием наблюдали за действиями посланника Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям) и незамедлительно внедряли их в свою жизнь. Такое воплощение Сунны в жизнь было самой совершенной и надежной формой фиксации Сунны.

Сахабы, подобно тому как проявляли рвение сохранять и претворять Коран, так же сохраняли и претворяли практическое применение Корана – Сунну. Все обстоятельства только способствовали этому. На сохранение Сунны толкали такие факторы как призыв Корана и самого посланника Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям) следовать Сунне, тот факт, что сахабы считали Сунну самым ценным из того, что доверено им, и они не были согласны с тем, чтобы из Сунны было утеряно хотя бы слово, затем глубокое психологическое воздействие слов посланника (Салляллаху алейхи уа саллям) и происходящих событий на их умы и наконец само практикование ими Сунны.

Посланник (Салляллаху алейхи уа саллям) стремился довести до сахабов все, что им необходимо было знать о земной и последней жизни, сами сахабы также стремились изучать слова и поступки посланника Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям) на протяжении 23 лет, сам посланник (Салляллаху алейхи уа саллям) поощрял распространение знаний и сахабы имели большое рвение в изучении наук. Сохранению Сунны также благоприятствовало то, что сахабы обладали великолепной памятью и наблюдательностью. В совокупности все это привело к совершеннейшей фиксации Сунны и хадисов в памяти и жизни сахабов.

Посланник Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям) приложил большие усилия для распространения Ислама и воспользовался всеми законными для этого средствами. Ислам привлекал людей своей истинностью и особой атмосферой, поэтому все племена вокруг устремились к посланнику Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям). Сам посланник Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям) отправлял послов, делегации в различные места, назначал своих правителей в городах, его прощальный хаджж и прощальная речь, кроме того сахабы переселялись в другие места, чтобы распространять Ислам. Все это способствовало планомерному и широкомасштабному изучению и сохранению Корана и Сунны.

Сподвижники посланника Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям) проявляли большое рвение к изучению Сунны. В связи с этим передается, что Анас ибн Малик сказал: «Мы слушали хадис в присутствии посланника Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям) а затем обсуждали его между собой до тех пор пока не заучивали его»[26]. Сподвижницы также старались бывать в присутствии посланника Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям) чтобы изучать религию непосредственно от него и от матерей правоверных. Это также способствовало распространению Сунны во все уголки исламского государства.

После смерти посланника Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям) этот научный прогресс продолжился, ради изучения Сунны и хадисов предпринималось большое количество путешествий за хадисами в разные города и местности. Ведь научные центры, учителя-наставники сахабы и обученные ими массы табиинов распространились во все стороны. Во времена сахабов, табиина и атбаут-табиина[27] великое множество людей совершали длительные путешествия только для того, чтобы прослушать один хадис или удостовериться в уже услышанном хадисе, чтобы встретиться с каким-нибудь сахабом и слушать хадисы напрямую от него.

Все сахабы, которые приняли участие в том, чтобы довести Сунну до наших дней, по мнению Ахлюс-Сунны являются надежными и справедливыми. Это установлено доказательствами, которые свидетельствуют об их справедливости, авторитетности и превосходстве над другими.

Точно также и табиин сыграл исключительную роль после сахабов в деле доведения Сунны. Сам Коран свидетельствует о сахабах и табиине:

وَالسَّابِقُونَ الْأَوَّلُونَ مِنَ الْمُهَاجِرِينَ وَالْأَنصَارِ وَالَّذِينَ اتَّبَعُوهُم بِإِحْسَانٍ رَّضِيَ اللَّهُ عَنْهُمْ وَرَضُوا عَنْهُ وَأَعَدَّ لَهُمْ جَنَّاتٍ تَجْرِي تَحْتَهَا الْأَنْهَارُ خَالِدِينَ فِيهَا أَبَدًا ۚ ذَٰلِكَ الْفَوْزُ الْعَظِيمُ

«Первые из мухаджиров и ансаров, опередившие остальных, и те, что хорошенько за ними последовали – Аллах доволен ими, и они довольны Аллахом. И уготовал Он им сады, где внизу текут реки, - для вечного пребывания там. Это - великая удача!» - (9/100)

Этот и многие другие аяты указывает на высокую степень и справедливость сахабов и табиина.

В достоверной Сунне также есть много хадисов, которые свидетельствуют о достоинстве конкретных сахабов и табиинов, а также в общем. В Сахихе Бухари, Сахихе Муслима, в четырех Сунанах выделены отдельные главы о достоинствах сахабов.

Сахабы под живительным действием откровения и пользуясь близостью с посланником Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям) достигли высот, недостижимых другими тем, что в сложные времена защищали Коран и Сунну. Все они будучи памятниками человечества, достойнейшими представителями рода человечества, тщательно сохранили Сунну и с такой же тщательностью передали ее табиину. Табиин перенял у своих учителей сахабов их щепетильность в вопросе передачи Сунны и они достойно передали ее следующему поколению. И это так продолжало передаваться из поколения в поколение до сегодняшнего дня.

 

a) Щепетильность сахабов, табиина и атбаут-табиина в вопросах передачи Сунны. Сохранение хадисов.

 

Эти, по выражению посланника Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям) самые лучшие поколения, взяли в пример щепетильный и тщательный подход в деле передачи и весьма строго придерживались этого.

Тексты преданий старались передавать буквально, а на смысловую передачу текста накладывали определенные условия, обсуждали между собой хадисы, и обращались друг к другу чтобы точно удостовериться в достоверности хадиса. Вот, что сказал по этому поводу имам Аузаи: «Мы слышали хадис и обращались с ним к знакомым знатокам хадисоведам, подобно тому, как люди обращаются к ювелирам чтобы проверить драгоценные металлы на фальшивость. Те хадисы, что они знали, мы принимали, а те, которые они не знают, оставляли»[28]. Абуль-Алийя сказал: «Когда мы были в Басре до нас доходили предания от сподвижников посланника Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям) и мы не успокаивались пока не шли в Медину и не слышали эти хадисы от них самих»[29].

Сахабы, Табиин и последователи Табиина для фиксации достоверности хадисов очень подробно исследовали жизни передатчиков, не выгораживая при этом своих родных, отца, брата или детей. Например передается, что Зейд ибн аби Унайса сказал: «Не принимайте хадисы от моего брата»[30]. Также когда спросили Али ибн аль-Мадини о его отце, он сказал: «Это (передача хадисов) касается религии, а мой отец слаб в передаче»[31].

Для того, чтобы отделить достоверные хадисы от слабых и выдуманных были разработаны научные и весьма тщательно продуманные методологические приемы и принципы. Были написаны целые тома о слабостях хадисов, анализе передатчиков, перечисление передатчиков, сборники выдуманных хадисов, полные биографии передатчиков, включающие сведения об их именах, прозвищах, звании и рода. Хадисоведы даже назначали определенные дни для обсуждения и анализа передатчиков и их положений.

Таким образом руками сахабов, табиина и последователей табиина была основана и разработана наука о критике передатчиков. Научным методом доверенные передатчики были отделены от лживых и слабых, и были составлены книги с перечислением и указанием положений всех этих передатчиков.

В итоге в этих книгах были определены достоверные и слабые предания, надежные и ненадежные передатчики. Тем самым как тексты, так и передачи Сунны и хадисов были сохранены и зафиксированы.

С целью установления достоверных хадисов были предприняты многодневные экспедиции, которые впоследствии стали знаменитыми и вошли в анналы истории. Тексты преданий были тщательно и многократно проверены и перепроверены на предмет подлога и фальши. Наряду с методами определения достоверных хадисов были разработаны методы определения выдуманных хадисов.

Хоть цепочки преданий с самого начало были под пристальным вниманием, особенно стала актуальным их проверка во время смут и раздоров, когда враги ислама пытались всячески исказить и испортить Сунну. Чтобы свести на нет их попытки особенно тщательно стали уточняться цепочки, а сами тексты были проанализированы в свете Корана и хадисов мутаватир.

Таким образом появились поразительные для того времени, доселе невиданные ни в одной цивилизации научные разработки и технологии самого высокого научного уровня, которого не смогла достигнуть даже современная наука, которые позволили произвести объективный анализ хадиса, как со стороны (смысла) текста, так и со стороны цепочки передач. Все хадисы систематически были проанализированы на основании этих научных методов. Великие специалисты, знатоки хадисов тончайшими методами анализа из десятков тысяч хадисов выявили достовернейшие и составили сборники достоверных и выдуманных хадисов.

В итоге во времена третьего поколения, которые считаются золотой эпохой расцвета наук о хадисе, все эти разработки дали плод в виде появления на свет Кутуб Ситта (Шесть Книг). Этот плод тщательной работы по Сунне, начавшейся еще со времен посланника (Салляллаху алейхи уа саллям) стал бесценным подарком умме Мухаммада и всему человечеству.

 

b) Письменная фиксация Сунны со времен посланника Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям).

 

Дух науки и грамотности, который пришел к сахабам вместе с Кораном, разбудил в них стремление к знаниям, поэтому сахабы, посвятившие свою жизнь практике Корана и Сунны, наряду с тем, что заучивали хадисы, вместе обсуждали их и спрашивали друг друга, также вели и собственные записи хадисов.

Посланник Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям) помимо того, что поощрял заучивать и передавать хадисы следующим поколениям, также поощрял и письменную их фиксацию и запись. Хоть и передаются некоторые предания о запрете записывать хадисы, они отменены последующими призывами письменно фиксировать хадисы. Большинство ученых анализируя различающиеся предания пришли к следующему выводу: Запрет записи хадисов относится к раннему периоду ислама, когда была опасность смешения Корана с хадисами, а также опасение того, что занятие хадисами отвлечет людей от Корана. Когда среди людей утвердилась культура Корана, эта опасность исчезла и соответственно отменился запрет, наоборот теперь запись хадисов поощрялась.

Некоторые сахабы, известные своим негативным отношением к записи хадисов впоследствии изменили свое мнение, когда их опасения исчезли, особенно после утверждения официального издания мусхафа Корана и рассылки его в исламские города. К концу эпохи сахабов весьма распространились рукописи с хадисами, также оживилась наука хадисоведения и деятельность ученых специалистов по хадису.

          I.          Свитки с хадисами, подготовленные по указанию посланника Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям).

По указанию посланника Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям) были написаны Мединский документ; письма посланные через послов правителям различных стран; инструкции для губернаторов, назначаемых в исламских городах; документы-памятки для лиц и делегаций, которые от посланника (Салляллаху алейхи уа саллям) возвращались в свои племена; «Книга милостыней» для губернаторов в которой по указанию посланника Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям) были изложены положения о закяте; свиток Амра ибн Хазма, который был составлен по указанию посланника Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям) для назначаемого на губернаторскую должность в Йемене Амра ибн Хазма, где подробно были изложены шариатские хукмы очищения, намаза, закята, десятины, хаджа, умры, джихада, добычи, налогов, откупов, правления, образования и тому подобных вопросов[32].

«Книгу милостыней», в которой по указанию посланника Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям) были изложены положения о закяте для губернаторов в качестве учебного предмета преподавал своим ученикам авторитетный хадисовед табиина Ибн Шихаб аз-Зухри. На сегодняшний день текст этой книги есть в Сунане Абу Дауда и других сборниках хадисов. Свиток Амра ибн Хазма также был размножен и преподавался имамом аз-Зухри.

 

        II.          Свитки и рукописи с хадисами, составленные сахабами.

 

После снятия запрета записи хадисов посланником Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям) многие сахабы начали вести личные записи хадисов.

Абу Бакр послал письмо Анасу ибн Малику, где содержались меры закята. В рукоятке меча Умара был найден свиток, где содержались сведения о мерах закята, взимаемого с животных. Али также хранил свиток в рукоятке своего меча. У Саъда ибн Убады аль-ансари был свиток или несколько рукописей, где были записаны некоторые хадисы. Слуга посланника Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям) Абу Рафиъ имел рукопись, где были изложены хадисы о начале намаза, которую он передал одному из семерки известных правоведов Медины Абу Бакру ибн Абдуррахману ибн аль-Харису. Абу Хурайра хранил несколько свитков, где были записаны хадисы посланника Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям). Все эти факты доказывают нам то, что хадисы письменно фиксировались начиная с весьма раннего периода ислама.

Кроме того, были сахабы, которые записали еще больше хадисов. Самый известный из них это Абдуллах ибн Амр, которому посланник Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям) разрешил записывать хадисы в раннем периоде.

 

•    Свиток «Ас-Садикъа» Абдуллаха ибн Амра ибн аль-Аса.

 

Исторически установлено, что Абдуллах ибн Амр ибн аль-Ас, будучи хорошим секретарем, получил разрешение посланника Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям) записывать хадисы, чем он и воспользовался письменно зафиксировав множество ценных хадисов

Этот свиток имеет большую научную и историческую ценность и доказывает, что хадисы фиксировались в присутствии посланника Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям) и с его дозволения и распоряжения.

Последующие хадисоведы сохранили и передавали этот свиток. Имам Ахмад включил содержание этого свитка в свой муснад. Сунаны тоже содержат в себе большую часть этого свитка.

 

•    Рукописи Абдуллаха ибн Аббаса.

 

Абдуллах ибн Аббас, известный своим рвением к знаниям и сунне посланника Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям), оставил после своей смерти столько книг, сколько мог унести один верблюд. Большинство этих книг содержали в себе хадисы. Еще при жизни Ибн Аббаса эти хадисы были размножены учениками Ибн Аббаса.

Помимо Ибн Аббаса многие сахабы имели свои сборники хадисов. У Джабира ибн Абдуллаха был свиток, который он диктовал своим ученикам в мечети посланника (Салляллаху алейхи уа саллям). Али и Малик ибн Анас также имели свитки и даже известно, что Малик ибн Анас чтобы заверить свой свиток, показывал его посланнику Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям)[33].

Свиток Али же передается в шести разных местах Сахиха Бухари.

Все эти факты доказывают, что сахабы еще при жизни посланника Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям) вели личные записи хадисов.

 

c) Фиксация хадисов в последующий после сахабов период.

 

Начиная с этого периода история фиксации хадисов становится весьма подробной. Ведь у сахабов, что передавали хадисы, были ученики, а у тех в свою очередь свои ученики, и многие из них имели сборники хадисов.

Среди сборников хадисов у табиина встречались даже тематически составленные книги. Первый известный сборник составленный по тематическому принципу был сборника имама Шаъби (19 – 103 г.х.) «Аль-абуаб» (главы), что показывает нам, что в таком раннем периоде, как первое столетие по хиджре, уже были систематически составленные сборники хадисов по темам. Вот некоторые ученые того периода которые занимались письменной фиксацией хадисов:

Аль-Аъмаш передает, что Хасан аль-Басри говорил: «У нас были книги, которые передавались из рук в руки». Книга Хасана аль-Басри состояла из хадисов, поясняющих Коран.

Также были книги у таких табиинов как Халид ибн Маъдан (104 г.х.), Накам ибн Утайба (115 г.х.), Саид ибн Джубайр (95 г.х.), Абуль-Алийя (90 г.х.) и многие другие.

Абу Къиляба (104 г.х.) завещал свои книги Айуба ас-Сахтъияни и они были привезены в верблюжьей поклаже.

Мухаммад аль-Вакъир ибн Али ибн Хусайн (56 – 114 г.х.) имел много книг. Его сын Джафар ас-Садик некоторые из этих книг прослушал от отца, некоторые же читал отцу, чтобы тот проверял его.

Также было много книг у Макхуля аш-Шами и Хакама ибн Утбы. Ученый Медины Букайр ибн Абдуллах ибн аль-Ашадж (117 г.х.) имел много книг, которые перешли его сыну Махраме ибн Букайру. Много книг перешло в наследство Хаммаду ибн Саляме (167 г.х.) от его отца Кайса ибн Саъда аль-Мекки (117 г.х.)

В начале второго столетия по хиджре ученые составили множество книг, которые везде распространились. Так например у имама аз-Зухри было столько книг, что после смерти Валида ибн Язида ибн Абдуль-Малика ибн Марвана эти книги транспортировались из его библиотек на вьючных животных.

 

          I.          Свиток «Ас-сахиха» Хаммама ибн Мунаббиха.

 

Один из выдающихся табиинов Хаммам ибн Мунаббих (40 – 131 г.х.) записал от Абу Хурайры множество хадисов посланника Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям) и назвал свой сборник «Свиток Ас-сахиха». Впоследствии Хаммам передал его своему ученику Маъмару ибн Рашиду, а он передал Абдур-раззаку, а тот передал другим.

До нас дошел этот свиток в своем первозданном виде, так как он был составлен Хаммамом ибн Мунаббихом с передачей от Абу Хурайры. Профессор доктор Мухаммад Хамидуллах нашел два образца этого свитка в Берлинской и Дамасской библиотеках и издал с длинным предисловием.

Имам Ахмад ибн Ханбаль привел все содержание этого свитка в своем муснаде, а имам Бухари привел большую часть этих хадисов.

Рукописи, найденные профессором Мухаммадом Хамидуллахом были сравнены с текстом в Муснаде Ахмада и была установлена полная их тождественность.

Это явное доказательство того, что хадисы письменно зафиксированные в середине первого столетия по хиджре дошли до нас в своем первозданном виде. Это сводит на нет все попытки врагов хадиса внести сомнения в тему сохранности хадисов.

В первой половине второго столетия по хиджре деятельность по фиксации стала настолько масштабной, что уже было почти невозможно встретить ученого без составленного им сборника. По причине их огромного количества не представляется возможным всех их здесь перечислить.

 

        II.          Фиксация хадисов по приказу Умара ибн Абдульазиза

 

Правление Умара ибн Абдуль-Азиза (61 – 101 г.х.) ознаменовалось официальной фиксацией хадисов по указанию и поддержки государства. Умар ибн Абдуль-Азиз разослал в различные уголки исламской страны официальные указы губернаторам и ученым с постановлением письменно фиксировать хадисы.

Хадисовед Ибн Шихаб аз-Зухри, который и до указов Умара ибн Абдуль-Азиза индивидуально вел деятельность по фиксации, говорит: «Умар ибн Абдуль-Азиз приказал нам собирать Сунны. Мы издавали их книга за книгой, а он рассылал эти книги во все места, что были под его правлением».

Эта деятельность Умара ибн Абдуль-Азиза на государственном уровне закрепила работы под фиксации, что привело к большому увеличению сборников и книг, составленных хадисоведами.

 

      III.          Первые составители упорядоченных сборников хадисов. Появление «Шести Книг» (Кутуб Ситта).

 

После перечисленных работ по фиксации теперь сборники хадисов начали составляться по определенному принципу и методу и начали появляться сборники типа мусаннаф (сборники упорядоченные по темам).

В Мекке Абдуль-Мелик ибн Абдуль-Азиз ибн Джурайдж аль-Басри (150 г.х.), в Медине Малик ибн Анас (93 – 179 г.х.), в Басре Рабиъ июн Сабих (160 г.х.), в Йемене Маъмар ибн Рашид (95 – 153 г.х.), в Шаме имам Абдур-Рахман ибн Амр аль-Аузаи (88 – 157 г.х.), в Хорасане Абдуллах ибн аль-Мубарак (118 – 181 г.х.), в Васъите Хушайм ибн Башир (104 – 183 г.х.), в г. Рай Джарир ибн Абдуль-Хамид (110 – 188 г.х., в Египте Абдуллах ибн Уахб (125 – 197 г.х.) – вот только небольшая часть ученых, которые занимались фиксацией хадисов по главам.

А вот первые известные сборники типа Муснад (сборник упорядоченный по именам передатчиков): Муснад Абу Дауда Сулеймана ибн аль-Джаруда ат-Таялиси (133 – 204 г.х.), Муснад Абу Бакра Абдуллаха ибн аз-Зубайра ибн Исы аль-Хумайди (219 г.х.), Муснад имама Ахмада ибн Ханбаля (241 г.х.). Самый известный Муснад это сборник, принадлежащий перу имама Ахмада. Есть и другие сборники типа Муснад, составленные учеными атбаут-табиина и их последователями.

Приведем первые известные сборники типа Мусаннаф (упорядоченные по темам): Муватта имама Малика (93 – 179 г.х.), Мусаннаф Абдур-Раззака ибн Хаммама (211 г.х.), Мусаннаф Ибн аби Шейбы (235 г.х.)

Официальная деятельность Умара ибн Абдуль-Азиза увенчалась великолепными образчиками хадисоведческой литературы типа Мусаннаф в виде «Кутуб Ситта» (Шесть Книг).

После выхода первых Мусаннафов ученые захотели упорядочить только достоверные хадисы и составили Мусаннафы из достоверных хадисов. Так в начале третьего столетия по хиджре в период последователей последователей табиина которое считается эпохой расцвета мусаннафов, появились лучшие образцы мусаннафов Кутуб Ситта.

Первый из этих книг это «Сахих», принадлежащий перу имама Абу Абдуллаха Мухаммада ибн Исмаиля аль-Бухари(194 – 256 г.х), более известный сегодня как «Сахих аль-Бухари».

Затем идет «Сахих» имама Муслима ибн аль-Хаджаджа аль-Кушайри (204 – 261 г.х.). Известен под именем «Сахих Муслим».

Остальные четыре произведения соответственно следующие: «Сунан Аби Дауд» из под пера Абу Дауда Сулеймана ибн аль-Ашаса ас-Сиджистани (202 – 275 г.х.); «Сунан Тирмизи» имама Абу Исы Мухаммада ибн Исы ибн Суры ат-Тирмизи (279 г.х.); «Сунан Насаи» имама Ахмада ибн Шуайба аль-Хорасани ан-Насаи; и «Сунан Ибн Маджа» имама Абдуллаха ибн Мухаммада ибн Язида ибн Абдуллаха Ибн Маджи аль-Казвини.

Последующие ученые оказали большую услугу науке хадисоведения тем, что составили к этим шести книгам шархи (толкования), тахзибы (доработки), ихтисары (сокращенные версии) и истихраджи (определение других цепочек и версий хадиса) и другие работы.

Итак, в начале второго столетия хадисы были упорядочены по главам, затем объединив, из этих глав были составлены Мусаннафы, затем были составлены Сахихи, Сунаны и Муснады. Наука хадисоведения постепенно развиваясь, прошла через эти этапы, пока не дошла до совершенной сложившейся систематики в виде Сахихов, Сунанов и Муснадов.

Вся исламская умма сошлась на достоверности двух сахихов имама Бухари и Мулима.

 

5. Итог

 

Ради сохранения хадисов и Сунны начиная со времен посланника Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям) были разработаны научные методы, которые потом были систематизированы и собраны последующими учеными.

 Мусульманская умма это единственная цивилизация, которая так щепетильно подходила к вопросам законодательства, и подвергала религиозные тексты тщательнейшему объективному анализу.

Сунна было сохранена и зафиксирована самым надежнейшим способом на основе самых передовых научных методов. Таким образом вся Сунна в собранном и классифицированном виде была воплощена в основных сборниках хадисов.

Доказательствами установлено, что Сунна имеет самостоятельную юридическую силу, является полноценным источником законодательства, наряду с Кораном является обязующим всех шариатским доказательством. По отношению к Корану имеет ряд функций. Без Сунны мы не могли бы вывести из Корана ни как делать намаз, ни как соблюдать все остальные поклонения и вести социальные отношения. Без нее появилась бы возможность для многочисленных пробелов, которые обусловили бы разногласия и раздоры и дали бы широкое поле деятельности для смутьянов, которые хотят сбить с истины.

Аллах послал Коран, а вместе с ней и практику Корана – Сунну, которая наглядно показывает и обучает, как именно нужно понимать и практиковать Коран. Поэтому Коран и Сунна составляют неразрывное целое с точки зрения шариатских хукмов.

Несмотря на это некоторые востоковеды осмелились сеять сомнения вокруг Пречистой Сунны и попытались подорвать ее авторитет. Некоторые люди, причисляющие себя к исламу попали в комплекс неполноценности перед западной культурой и повелись на эту игру. Они не знают, что на самом деле замечательнейший метод сохранения Сунны, который внушает научный восторг тем, кто с ним ознакамливается и который присущ только исламской цивилизации, что он намного превосходит все известные современной науке технологии и методы критики и анализа текстов.

Сунна была определена сахабами и табиином как религия и метод практикования религии. По этой причине начиная со времен посланника Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям) были приложены все усилия для ее заучивания, письменной фиксации в свитках, рукописях и книгах. Ради хадисов проводились подробные обсуждения, предпринимались длинные поездки.

Как и приводилось выше в первом столетии Сунна фиксировалась многочисленными записями по собственной инициативе ученых. В конце столетия была развернута полномасштабная кампания по сохранению и фиксации Сунны на государственном уровне. Затем эти работы классифицировались до тех пор пока такие корифеи хадисоведения как имам Бухари и имам Муслимы не дали лучшие образцы сохранения Сунны и отделения ее от фальши и подлога.

Каждое слово, выдвигаемое как хадис, было подвергнуто тончайшему анализу как с точки зрения цепочки хадиса, так и с точки зрения смыслового содержания текста. Для этой цели были составлены тома, посвященные биографиям и анализу положений передатчиков.

Ученые не допуская никакого перерыва в работе постоянно собирали и фиксировали достоверную Сунну вплоть до того момента пока она не была собрана в классических сборниках хадисов. Добытая таким гигантским научным трудом Сунна стала чудом Ислама и дошла до сегодняшнего дня. Об этом свидетельствуют история, исламская умма, произведения исламских ученых и признания современных западных ученых, чья голова не задурманена ненавистью к Исламу.

Слава Аллаху.



--------------------------------------------------------------------------------


[1] «Съихах» Джаухари, Исмаиль ибн Хаммад, (Под редакцией Ахмада Абдуль-Гъафура Аттара), Египет – 1982 г., 5/2138; «Лисануль-Араб» Ибн Манзура, Абуль-Фадль Джамаляддин Мухаммад ибн Мукаррам, Каир, 12/86; «Таджуль-Арус мин Джаухариль-Камус» Забиди, Зайид Мухаммад аль-Хусайни (под редакцией Ибрахима ат-Тарзи, 1972 г., 5/243; «Аль-Муфрадат фи Гъарибиль-Куран» Рагъиба аль-Исфахани, Абуль-Къасим Нусайн ибн Мухаммад, Стамбул, 1986 г., стр. 357.


[2] Хадис передали Муслим в Сахихе, раздел Закят, 69; и Тирмизи в разделе Ильм, 15.


[3] Ибн Хаджар, Шихабуддин Абуль-Фадль Ахмад ибн Али ибн Джаъфар аль-Аскалани, «Фатхуль-Бари би шархи Сахихиль-Бухари», под редакцией Фуад Абдуль-Бакъи Мухибуддин аль-Хатиб, Бейрут, 9/105;


[4] Сарахси, Абу Бакр Мухаммад ибн Сахль, «Усулус-сарахси», под редакцией Абуль-Вафа аль-Афгани, Стамбул, 1984. г., 1/113-114; Аль-Паздави,Абуль-Хасан Али ибн Мухаммад ибн Хусейн «Усулуюль-Паздави» (как часть книги «Кашфуль-Асрар», Стамбул, 1308 г.х., 2/308.


[5] Абу Дауд, Сунна, 5; Тирмизи, Ильм, 16; Ибн Маджа, Мукъаддима, 6.


[6] Сарахси, «Усулус-сарахси», стр. 114.


[7] Амиди, Сейфуддин Абуль-Хасан Али ибн аби Али, «Аль-ихкям фи усулиль-ахкям», Каир, 1976 г.


[8] Аль-Джассас, Абу Бакр Ахмад ибн Али ар-Рази, «Аль-фусуль филь-усуль», под редакцией У. Джашима ан-Нашами, Кувейт, 1994 г., 2/327.


[9] Шатъиби, Абу Исхак Ибрахим ибн Муса ибн Мухаммад ал-Ляхми, «Аль-Мувафакъат».


[10] Бухари, Тафсир Корана, Сура Собрание, 4; Либас, 82-87; Муслим, Либас, 119-120; Насаи, Зинат, 26.


[11] Бухари, Тафсир Корана, Сура Собрание, 4; Либас, 82-87; Муслим, Либас, 119-120


[12] Муслим, Пятница, 43; Насаи, два праздника, 22; Ибн Маджа, мукъаддима, 7.


[13] Абу Дауд, Сунна, 5; Тирмизи, Знание, 16; Ибн Маджа, Мукъаддима, 6


[14] Абу Дауд, Знание, 10; Тирмизи, Знание, 7; Ибн Маджа, Мукъаддима, 18; Муснад Ахмада, 4/82


[15] Бухари, Иътисам, 2; Муснад Ахмада, 2/361.


[16] Абу Дауд, Сунна, 5; Имара, 33; Тирмизи, Знание, 10; Ибн Маджа, Мукъаддима, 2; Муснад Ахмада, 2/367, 4/132.


[17]  Абу Дауд, Сунна, 5.


[18]  Абу Дауд, Имара, 33.


[19]  Тирмизи, Знание, 10; Ибн Маджа, Мукъаддима, 2.


[20] Бухари, Тафсир, (31) 1.


[21] Бухари, Брак, 27; Муслим, Брак, 37-38.


[22]  Бухари, Похороны, 37; Завещания, 2-3; Абу Дауд, Завещания.


[23]  Бухари, Завещание, 6; Абу Дауд, Завещание, 6.


[24] Хадис, переданный таким большим числом передач, что нереален сговор о подлоге стольких лиц с разных мест света.


[25] Хадис переданный минимум тремя передачами, но не дошедший до степени мутаватир.


[26]См. «Аль-джамиъу ли ахлякъир-рави уа адабис-самиъ», хатъиб аль-Багдади, ихд. Даруль-кутуб аль-мисрийя, стр. 12.


[27] атбаут-табиин – последователи табиина


[28] «Аль-джарх уа таъдиль», Абдур-Рахман ибн аби Хатим ар-Рази, Индия, 1952, 1/21;  «Аль-мухаддисуль-фасъиль байнар-рави валь-ваъи», Хасан ибн Абдуррахман ибн Халляд Ар-Рамахурмузи, изд. Даруль-кутуб аль-мисрийя, стр. 64.


[29]  «Мукъаддиматут-тамхид»,Абу Умар Юсуф ибн Абдиль-Барр, Джамиъатуль-арабийя, Институт рукописей, стр. 15; Похожее предание в «Аль-джамиъу ли ахлякъир-рави уа адабис-самиъ», хатъиб аль-Багдади, ихд. Даруль-кутуб аль-мисрийя, стр. 168.


[30]  «Сахиху Муслим би шарх ан-Науауи», Яхья ибн Шарафуддин ан-Науауи, изд. Матбаъатуль-Мисрийя, Каир, 1349 г.х., 1/121.


[31]  «Аль-Иъляхар»

 


[32] Подробнее об этих документах см. «Административные и внешнеполитические документы», профессор доктор Мухаммад Хамидуллах.


[33] Мустадрак аль-Хакима, 3/573-574



Теги:
 
Share this topic...
In a forum
(BBCode)
In a site/blog
(HTML)


Powered by EzPortal