Автор Тема: Состояние убежденности - اليَقِين  (Прочитано 3541 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Захид

  • Aдминиcтpaтop
  • Newbie
  • *****
  • Сообщений: 39
  • Свидетельства о нем: +1/-0
    • E-mail
Еще никто не оценил!
 
Во имя Аллаха Всемилостивого Милостивого, мир и благословение пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует.

Состояние убежденности - اليَقِين

اليَقِين - Достоверное знание, глубокое убеждение, истинное знание.
Это из важнейших состояний, на пути «Лишь Тебе одному поклоняемся и лишь Тебя просим помочь». Это состояние, имеет отношение к вере, такое же, какое отношение имеет к телу дух, т.е. убежденность  يَقِين  для веры, то же самое, что дух для тела. В убежденности превосходят друг-друга знающие. В этом состязаются, друг с другом, состязающиеся, ради достижения убежденности труждаются те, кто совершают деяния. Если убежденность с терпением, то тогда рождается в результате этого союза, предводительство в религии    الإِمَامَة.  Об этом сказал, Всевышний Аллах, и пусть на основе этих слов Аллаха, Свят Он и Велик, действуют те, кто хотят прямого пути, и пусть руководствуются этими словами те, кто идут по прямому пути. Аллах, Свят Он и Велик, говорит в суре «Саджда» аят 24:

وَجَعَلْنَا مِنْهُمْ أَئِمَّةً يَهْدُونَ بِأَمْرِنَا لَمَّا صَبَرُوا وَكَانُوا بِآيَاتِنَا يُوقِنُونَ
И сделали Мы из них имамов, которые ведут по Нашему повелению, за то, что они были терпеливы и убеждены были, в Наших знамениях.

Аллах, Свят Он и Велик, указывает в суре «Зарият», аят 20, на то, что именно те, у кого есть  اليَقِين – убежденность, именно они получают пользу от знамений Аллаха, Свят Он и Велик. И Всевышний  Аллах, Который является, самым правдивым из говорящих, сказал:

وَفِي الْأَرْضِ آيَاتٌ لِّلْمُوقِنِينَ
И на земле есть знамения, для убежденных.

И Аллах, Свят Он и Велик, указал на то, что именно обладающие убежденностью  اليَقِين, именно они, обретают прямое руководство и именно они, обретают счастья  الفَلَح. Из всех миров, из всех людей, именно убежденные обретают эти две вещи. Аллах, Свят Он и Велик, сказал об этом, в суре «аль-Бакъара» аят 4-5:

والَّذِينَ يُؤْمِنُونَ بِمَا أُنزِلَ إِلَيْكَ وَمَا أُنزِلَ مِن قَبْلِكَ وَبِالآخِرَةِ هُمْ يُوقِنُونَ
أُوْلَـئِكَ عَلَى هُدًى مِّن رَّبِّهِمْ وَأُوْلَـئِكَ هُمُ الْمُفْلِحُونَ

Те, которые веруют в ниспосланное тебе и ниспосланное до тебя и убеждены в Последней жизни.
Они следуют верному руководству от их Господа, и они являются преуспевшими.


Т.е. Всевышний Аллах, указывает на то, что они обладали убежденностью.
اليَقِين – это дух, деяний сердца. У сердца есть деяния, и духом деяний сердца, является убежденность. А деяния сердца, в свою очередь, это дух деяний органов, внешних деяний человека. А внешние деяния, их духом является, деяния сердца. И убежденность, это есть сущность такого состояния, как состояния правдивейших. Т.е. убежденность – это та ось, вокруг которой, вращаются, все эти состояния. И указывается на то, что радость, спокойствие и умиротворение человек получает, имея довольство Всевышним Аллахом и имея убежденность, и наоборот, переживания, печали, тревоги это плод сомнения и недовольство Аллахом, Свят Он и Велик.
اليَقِين – убежденность, является спутником такой вещи как  تَوَكُّل – упование на Аллаха. Поэтому даже, некоторые ученые, разъясняя, что такое  تَوَكُّل, говорят, что это сильная убежденность, сила убежденности, это есть  упование. Но на самом деле, правильно то, что упование на Всевышнего Аллаха, это есть плод убежденности, результат убежденности. Аллах, Свят Он и Велик, упоминает в Къуране, упование вместе, с убежденностью. Всевышний Аллах говорит в суре «Муравьи» аят 79:

فَتَوَكَّلْ عَلَى اللَّهِ إِنَّكَ عَلَى الْحَقِّ الْمُبِينِ
Так уповай же на Аллаха, ибо ты придерживаешься очевидной истины.

И так же, посланники Аллаха сказали, в суре «Ибрахим» аят 12:

وَمَا لَنَا أَلاَّ نَتَوَكَّلَ عَلَى اللّهِ وَقَدْ هَدَانَا سُبُلَنَا
Отчего же нам не уповать на Аллаха, если Он повел нас нашими путями.

Если  اليَقِين – убежденность, достигает сердца человека, то тогда, сердце наполняется светом и сиянием. Если в сердце, нет убежденности, тогда в сердце, проникают и заполняется сомнениями, недовольством, колебаниями, печалью, скорбью. Если в сердце, есть убежденность, сердце заполняется любовью, к Аллаху, Свят Он и Велик и страхом, перед Всевышним Аллахом и довольством Аллахом, и упованием на Всевышнего Аллаха и благодарностью Ему и обращением Ему. Таким образом, убежденность – это источник, всех благочестивых состояний и то, что побуждает человека, ко всем, этим состояниям.
Есть разногласия среди ученых, по поводу убежденности, приобретается ли человеком, т.е. он может приобрести или это то, что даруется ему, Аллахом, Свят Он и Велик. Некоторые говорят о том, что оно не приобретается, это просто дар, от Всевышнего Аллаха. Другие говорят, нет, اليَقِين – убежденность, это по сути, увеличение веры  إِيمَان, вера увеличивается, увеличивается,  достигая состояния, уровня убежденности, а вера, приобретается человеком, совершая праведные деяния сердцем, органами и так  увеличивается его вера. Значит убежденность приобретаемое состояние. Но, правильно на самом деле, что с одной стороны, оно приобретаемое, с другой стороны, оно является даром. С точки зрения причин, оно приобретаемое, т.е. человек, использует те причины, которые ведут, к появлению убежденности, к увеличению веры, совершая деяния сердца и органов. Но, само по себе, по своей сущности, даруется Всевышним Аллахом, является милостью Его.
Ибн Къайим, да помилует его Аллах, приводит слова Зуннуна, он говорит: «Что اليَقِين – убежденность, зовет человека, к  قصر العمل это, когда человек, не питает далекие надежды, положение отсутствия далеких надежд. Когда у человека, отсутствуют далекие надежды, то это состояние уже, ведет человека,  к  زُهْد – т.е. воздержанности в отношении мирского. Когда у человека, есть воздержанность в отношении мирского, то тогда этот  زُهْد, приводит к появлению у человека  الحِكْمَة  мудрости, когда у человека, есть мудрость, то это, приводит его, к тому, что он может видеть конечный результат, видения им конечного результата, исхода дел».
Так же, передается от него, что он говорил, по поводу того, что является признаками наличия у человека убежденности: «Это то, что человек отказывается, от бесполезного общения с людьми, нахождение с ними в большем количестве.
Так же, признак убежденности, это то, что человек, не восхваляет за то, что он получает из даров людей, забывая об Аллахе, Свят Он и Велик. Это признак отсутствия у человека убежденности, когда он забывает о том, кто дает ему эти дары и  восхваляет только тех, через кого они пришли, к нему из творений.
Другой признак убежденности, это то, что человек, не порицает людей, когда он что-то, чего-то лишается, когда ему, что-то не дается. Не дал ему Всевышний Аллах, и он не порицает за это людей.
Так же относится, к признакам убежденности, то, что человек, с чем бы он не столкнулся, он всегда вспоминает об Аллахе, Свят Он и Велик.
Другой признак, что он, в каждом деле обращается и возвращается к Аллаху, Свят Он и Велик, и что в каждом состоянии, он обращается за помощью к Всевышнему Аллаху.
Джунейд сказал:  «Убежденность – это утверждение знания в сердце человека, так что, оно не меняется, не переворачивается, не опрокидывается в его сердце. Оно утверждается стойко, стабильно».
Ибн Ата сказал: «Чем ближе человек к богобоязненности, тем ближе он к убежденности». Т.е. чем больше у него богобоязненности, тем больше он получит состояния убежденности.
Основа богобоязненности – это оставление человеком того, что запретил Аллах, Свят Он и Велик, расставания человека с требованиями его души (нафса), который зовет его к злому. Поэтому расставание, разлука с нафсом , который зовет его к злому, оставление того, что запретил Аллах, Свят Он и Велик, через это человек приходит к убежденности.
Так же сказано: «Что убежденность - это открытие для сердца истины». Т.е. что-то становится для сердца таким же очевидным, как бывает очевидно видимое для глаза. Когда глаз видит предметы видимые, как для него это очевидно, так же для сердца становится очевидна истина. Так что, не остается в сердце, никакого сомнения, никакого колебания вообще и это верх имана, это уже состояние аль-ихсана, когда человек, поклоняется Аллаху так, как будто бы видит Его, даже если он, не видит Его, то поистине Он видит его.
Абу Бакр аль-Варакъ сказал: «Убежденность – это есть главная основа, часть сердца, через него человек обретает  совершенство имана, посредством убежденности познается Аллах, Свят Он и Велик, человеком, а посредством разума, человек понимает  то, что сообщено Всевышним Аллахом».
Так же он сказал: «Что  اليَقِين – убежденность, проявляется в трех аспектах.
 - Убежденность в сообщении.
 - Убежденность доказательства.
 - Убежденность видения.

Убежденность в сообщении, т.е. когда человек, слышит сообщения, он настолько спокоен и убежден в этом сообщении, настолько доверяет ему, что не остается никаких колебаний. Это  يقين الخبر – убежденность в сообщении.
Убежденность  доказательства   يقن الدَلاَلَة – это еще выше первого. Когда тот, кто сообщил ему, еще дал ему довод, доказательства на то, о чем сообщил. Т.е. в сообщении он и не сомневается итак, он уверен в том, кто сообщил ему об этом. Но плюс еще сверх этого, тот, от кого он получил сообщения, дал ему еще довод. И большинство сообщений, связанных с верой, с таухидом и сообщения Къурана, Аллах, Свят Он и Велик, Он Который, самый правдивый из правдивых, Он помимо того, что сообщает нам, Он приводит еще доказательства, приводит притчи, доводы, сравнения, знамения, подтверждающие того, что Он сообщает. Человек обретает убежденность, с одной стороны, это сообщения, от правдивейшего из всех правдивых, а с другой стороны, с точки зрения того, что ему предъявлен довод. И от этих двух состояний, человек поднимается, к третьему состоянию, это убежденность видения.

Убежденность видения: т.е. как будто бы то, о чем ему сообщено, становится для него, как видимое им глазами. И тогда вера в сокровенное, становится для его сердца, на уровень вещей, видимых для глаза. Т.е. как вещи видимые, относятся к зрению глаза, точно так же, вера в сокровенное, становится  видимым, для его сердца.
Именно на это, указывал Амир ибн Абдуль Кайс, когда он сказал такие слова: «Если был бы снят покров, то это не увеличило бы мою убежденность». Это имеется виду, что человек, через сообщения от Аллаха, Свят Он и Велик, он убежден в этом, еще доказательства от Аллаха, Свят Он и Велик, поднялся к этой степени, что вера в сокровенное, стало для него вещью, такой же очевидной, как предметы, очевидные для его глаза. Поэтому он говорит, если бы, был снят покров, то я бы не усилился в своей убежденности, это не добавило бы мне убежденности.
И один человек сказал: «Я видел Рай и Ад, на самом деле. Ему сказали как это так. Он сказал: Я видел их, глазами посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. И мое видение Рая и Ада, посредством глаз пророка, да благословит его Аллах и приветствует, для меня предпочтительней, чем видения, моими собственными глазами. Потому что мое зрение, мой взгляд, он может перейти границы, может отклонится, а взгляд пророка, да благословит его Аллах и приветствует, не переходит границы и не отклоняется». Т.е. для него, видения глазами пророка, да благословит его Аллах и приветствует, предпочтительней, чем его видения, своими собственными глазами. Поэтому он и  говорит, я видел Рай и Ад, на самом деле.
И убежденность, заставляет человека, не останавливаться, устремляться  вперед, идти вперед, но только она обязательно должна быть в сочетании со знанием, иначе человек, может погибнуть. Потому что он, может бросаться туда, где опасно, и если у него нет знания, он может броситься к гибели.
Далее, имам ибн Къайим, да помилует его Аллах, переходит к разбору слов, имама аль-Харави, да помилует его Аллах, где он говорит:
«Убежденность – это судно, на котором передвигается человек, который встал, на прямой путь». Т.е. это то средство передвижение, при помощи которого, человек передвигается на этом пути. Т.е.  اليَقِين – это то, что побуждает человека, идти вперед, двигаться по прямому пути, то, что несет человека на себе, который движется к Аллаху, Свят Он и Велик, это средство, которое несет его на себе. Поэтому он назвал его, тем средством передвижением, тем судном, на котором, движется этот человек. Если бы не убежденность, тогда бы никто не двигался по этому пути, никто бы не устоял на этом пути.
И говорит имам аль-Харави, да помилует его Аллах, что  اليَقِين – убежденность, имеет три степени:
 
Первая степень - это знание убежденности   علم اليقين
Это принятие того, что явлено от Всевышнего Аллаха, это принятие скрытого знания, принадлежащего Аллаху, Свят Он  Велик, и это признание того, что присуще Господу. И здесь, на этой степени, имам упоминает три вещи, которые связаны с этой убежденностью или это три рукна, три столпа, для убежденности.

1-й столб – это принятие того, что было явлено от Всевышнего Аллаха. Приказы Аллаха, Свят Он и Велик, Его шариат, Его религия, они нам явлены от Аллаха, через посланника, мир ему и благословение Аллаха, и мы должны принимать это с покорностью, подчинением, со смирением, предаваясь господству Аллаха, Свят Он и Велик, и входя в служение, в поклонение Аллаху, Свят Он и Велик. Вот что значит, первый столб.

2-й столб – это принятия скрытого знания, принадлежащего Всевышнему Аллаху. Это значит, вера во все сокровенное, о чем сообщил нам Аллах, Свят Он и Велик, через Своего посланника, да благословит его Аллах и приветствует. Сюда входит, все что касается, вечной жизни, Судного дня и все что будет происходить там, Рай,  Ад и то, что до Рая и Ада. Прохождение по сырату (мосту), мизан (весы), хисаб (расчет), и то, что до этого, раскол неба, осыпание звезд, планет, превращение в прах гор, сворачивание всей вселенной и все что будет, до этого тоже, аль барзах – промежуточная жизнь, сюда входит, наслаждение могилы, мучение могилы. Принятие всего этого, вера в это, с подтверждением этого, с убежденностью в это, это есть  اليَقِين – убежденность. Так что в сердце, не должна закрасться, даже малая частица сомнения или колебания, не должно быть пренебрежение к этому, игнорирование этого, или беспечность по отношению к этому.
 
3-й столб – признание того, что присуще Господу, Свят Он и Велик. Имеется ввиду имена Всевышнего Аллаха, атрибуты Его, действия Аллаха, Свят Он и Велик. Т.е. речь идет, о знании таухида, о знании единобожия, а именно, признание имен и атрибутов Аллаха, Свят Он и Велик, подтверждение их. Противостоит этому виду таухиду (признание имен и атрибутов), это отрицание имен и атрибутов, действий Аллаха, Свят Он и Велик  تَعْطِيل, джахмизм.
Что касается, другого вида таухида, т.е. таухид относящийся к намерениям и воли человека. То, под ним подразумевается  إِخْلاَص  искреннее поклонение Аллаху, Свят Он и Велик, искренне совершение деяний, только ради Аллаха, Свят Он и Велик. Этому виду таухида, противостоит ширк (упаси Аллах от всего плохого)
Говорит имам ибн Къайим, да помилует его Аллах, что  تَعْطِيل - отрицание имен, атрибутов и действий Аллаха, Свят Он и Велик, даже хуже, чем ширк в поклонении. Потому что  مُعَطِّل – тот, кто отрицает, имена, атрибуты и действия Аллаха, Свят Он и Велик, он по сути, отрицает саму сущность Всевышнего Аллаха или по крайней мере, совершенство сущности Аллаха, Могуч Он и Славен, а значит, он отрицает и саму суть божественности Аллаха, Велик Он и Достохвален. Почему мы поклоняемся Аллаху, потому что Он Господь наш, потому что Он сотворил нас, потому что Он, обладающий совершенными атрибутами, именами. Как вы не поклоняетесь Тому, Кто, сотворил вас из ничего. И если человек отрицает сущность Аллаха Величайшего, то, что характеризует Аллаха, Свят Он и Велик и совершенство Его, это будет отрицание самой сути божественности Аллаха, Могуч Он и Преславен (улюхия). Т.е. они лишают сущность всех атрибутов совершенства. Потому что, джахмиты и те, кто является их отпрысками, они говорят про Всевышнего Аллаха, что Он не слышит, не видит, не разговаривает, что у Него нет довольства, не гневается, ничего не делает, не внутри мира, не вне мира, не связан с миром, не отделен от мира, не рядом с миром и не далеко от мира и не над Аршем и не под Аршем, и не сзади Арша и не спереди, и не справа и не слева. Говорит ибн Къайим, да помилует его Аллах, эту сущность, которую они описывают и не бытие, это одно и то же. И это самое худшее описания небытия, хуже этого не найдешь. Вот что делают джахмиты и их отпрыски. Что касается мушрика, это тот, кому не прощает Аллах, Свят Он и Велик, если он умрет, в своем ширке, не покаявшись. Но тот, по крайней мере, признает Аллаха Всевышнего, и атрибуты Всеблагого Аллаха, но при этом совершает, тот величайший грех, который не прощается Аллахом, Свят Он и Велик. Он поклоняется еще кому-то, наряду с Аллахом Великим и Достохвальным. Получается, что его грех легче, чем грех того, кто отрицает сущность и атрибуты Аллаха, Свят Он и Велик.
اليَقِين – убежденность – это признание того, что присуще, Аллаху Свят Он и Велик, из Его имен и атрибутов и качеств совершенства, Его таухида. И эти три вещи, три рукна, это самые почетные, из знаний, какие есть у людей.
Это знание, принятие приказов и запретов Аллаха, Могуч Он и Преславен, Его шариат с очевидностью, без колебаний в сердце, с покорностью.
Признание того, что присуще Аллаху, Свят Он и Велик, из имен и атрибутов.
Принятие знания о сокровенном, о вечном мире, судном дне, Рае и аде, без колебаний, без сомнений.

عين اليقين – видения убежденности (вторая степень). Разница между видением убежденности и знанием убежденности, такая же как, когда ты слышишь сообщение правдивого. Например: правдивый человек сообщает тебе о чем то, и нет сомнение в том, что он сообщает, потому что он правдив, ложь не исходит от него. А тем более, если сообщает Аллах, Могуч Он и Преславен, правдивейший из   правдивых, и это знание убежденности. Но когда ты видишь, это собственными глазами воочию, то это уже будет, видения убежденности.

 А есть еще выше, это  حق اليقين – осуществление убежденности (третья степень). Это состояние, еще выше. Для лучшего понимания, ибн Къайим, да помилует его Аллах, приводит с медом. Если кто-то говорит тебе, что у него есть мед, и ты не сомневаешься в правдивости этого человека. Потом, он показывает тебе, свой мед, твоя убежденность увеличивается. Затем, он дает тебе попробовать этот мед, твоя убежденность, становится еще выше.
Первое, когда он сообщил, что у него есть мед, и ты не сомневаешься в его правдивости - это знание убежденности   علم اليقين. Когда ты увидел мед, это – видения убежденности عين اليقين. Когда ты попробовал его, то это уже, осуществления убежденности   حق اليقين.
Наше знание, о Рае и об Аде сегодня, это – знание убежденности, когда Рай будет приближен, к богобоязненным, когда люди увидят Рай и когда Ад, будет явлен заблудшим, преступникам, когда они увидят это глазами, воочию, то это будет, видение воочию. А когда обитатели Рая, войдут  в Рай, а обитатели Ада, войдут в Ад, вот тогда они обретут состояние  حق اليقين – осуществления убежденности, осуществление, свершение этого,  в чем нет сомнения.
Нужно знать, говорит имам ибн Къайим, да помилует его Аллах, что эти состоянии  عين اليقين видение убежденности и   حق اليقين осуществление убежденности, эти состояния, в этом мире, не достижимы не для кого,  кроме посланников Аллаха, мир над ними. Да, может человек получить что-то из  حق اليقين – осуществление убежденности, то, что связано с ощущением им, достижением каких-то уровней, каких-то ощущений, о которых говорит пророк, да благословит его Аллах и приветствует.  Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сообщает, что у веры (имана) есть сладость, человек убежден, в правдивости пророка, да благословит его Аллах и приветствует, да он убежден, но, если это случится с человеком, если он ощутит на самом деле сладость веры, тогда это будет для него вид  حق اليقين – свершение того, в чем была убежденность. Т.е. какие-то реалии имана, то, что связано с сердцем и деянием сердца, человек может испытать здесь, т.е.   حق اليقين, в этом отношении, может быть у человека, если сердце испытало это, если почувствовало вкус этого, то, для него, для этого сердца оно стало  حق اليقين – осуществление убежденности, свершение той сладости веры, о которой говорится в хадисе, свершением того, в чем было убеждено это сердце. Но, что касается вопросов, Вечного мира (Ахира), касающийся вопросов последней жизни или видения Аллаха, Свят Он и Велик, глазами воочию или слушание речи Аллаха, Могуч Он и Преславен, на самом деле, без посредника, то здесь, верующий в этом мире,  для него только вера (иман) в это. И это будет  для него  علم اليقين – знание очевидности, но, что касается  عين اليقين и  حق اليقين, в этой жизни для человека не постижимы, это уже, в том мире, исключением является, пророки и посланники. Но, говорит ибн Къайим, что может быть, в этом мире. Человек, может достичь такого уровня убежденности, что обладанием  этой убежденности, он не будет нести, эти усилия, а его будет нести убежденность. Т.е. после того, как он нес, он станет уже лететь, на крыльях, т.е. это убежденность для него, станет уже как дыхание, так же естественно как вода для рыбы. Посмотрите, говорит он, на этого сподвижника, который взял финики и держал их в руках, он сидел и ел их, потому что, был сильно голоден, нуждался в том, чтобы поесть их. Но когда он увидел, возможность шахада (стать мучеником на пути Аллаха), этот рынок, эту возможность, продать свою душу, за степень шахида, тогда он встал, и отложив еду в сторону, он сказал: Это будет, очень долгая жизнь, если я останусь, пока не доем, эти финики. И он встал, отложил финики в сторону, и стал сражаться, пока не был убит. Таким было, состояние сподвижников, да будет доволен ими Аллах. Любовь к чему-то кроме Аллаха, Свят Он и Велик, растворилась у них в любви к Всевышнему Аллаху, увековечилась в любви к Аллаху Великому и Достохвальному. То, чего хочет от них их Господь, это для них было главным, потому что то, что они сами хотели, их какие-то корысти, это все растворилась и исчезло в том, чего хочет от них, Аллах, Свят Он и Велик. И они совершали деяния, ради этого, а не ради других корыстей души. И эти люди, сподвижники, как сказано, это были, настоящие люди. И состояния тех, которые были после них, по сравнению с ними подобно бурдюку наполненному водой, из которого немножко просачивается вода. Вот то, что просочилась, это состояние тех, кто был после них. А та вода, которая внутри, это состояние сподвижников. И все эти, извращенные пути, которые есть сегодня, это не их пути, это не путь сподвижников, они не делали, ради своих интересов, ради корысти своих душ, дабы угодить своим желаниям, они работали ради того, чтобы подчинить свои желания тому, чего хочет от них Аллах, Могуч Он и Достохвален. И то, что даровал им Аллах, Свят Он и Велик, поистине, это милость от Него и милость находится в руках у Аллаха Всеблагого и Добродеющего, и дарует Он ее, кому пожелает, Аллах обладатель великой милости.

«Степени идущих» ибн Къайим

О Аллах! Увеличь нашу веру, нашу убежденность и наше понимание религии. Внуши нам быть благодарными Тебе за Твои милости, и делать такие деяния, которыми Ты останешься доволен и введи нас в число Твоих праведных рабов. Аминь

Хвала Аллаху, Господу миров, нет силы и мощи кроме как у Аллаха, Творца всякой вещи.


«И ешьте и пейте, но не излишествуйте, ибо, поистине, Он не любит излишествующих.» (Преграды, 31)

Теги: ибн къайим 
 
Share this topic...
In a forum
(BBCode)
In a site/blog
(HTML)


Powered by EzPortal