Автор Тема: Качество Аллаха - гнев  (Прочитано 6120 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн alqasawi

  • Administrator
  • Sr. Member
  • *****
  • Сообщений: 308
  • Свидетельства о нем: +91/-4
    • E-mail
Качество Аллаха - гнев
« : Июнь 06, 2013, 07:32:16 pm »
Еще никто не оценил!
Был задан во вопрос в связи с тафсиром Фатихи имамом Уахиди
Цитировать
ассаляму алейкум уа рахматуллах. Хотела уточнить. О чем говориться в суре фатиха, разъясненный уахиди, когда говорится: "слово гнев, когда применяется по отношению к Аллаху, то говорится о наказании"  упаси Аллах от такого, чтобы говорить: "гнев Аллаха, это Его наказание, а довольство Его - это Его вознаграждение".  Аллах, Он и гневается и наказывает,  Он и доволен и вознограждает, и нельзя, запрещено менять или иное толкование давать им. Упаси Аллах от ошибок всех нас. Да поможет Аллах во всем. Аминь
« Последнее редактирование: Июнь 06, 2013, 10:22:22 pm от alqasawi »



Оффлайн alqasawi

  • Administrator
  • Sr. Member
  • *****
  • Сообщений: 308
  • Свидетельства о нем: +91/-4
    • E-mail
Re: Качество Аллаха - гнев
« Ответ #1 : Июнь 06, 2013, 08:54:18 pm »
Еще никто не оценил!
Насколько я понял вопрос касается темы имен и свойств Аллаха. Вопрос о том можно ли толковать свойство Аллаха - гнев.
Есть несколько подходов с этом вопросе. Приведем вкратце суть подхода Ибн Таймии:
Толковать свойства Аллаха нельзя потому, что когда ты толкуешь свойство ты подменяешь его другим и в этом есть опасность того, что ты аннулируешь то истинное свойство, которое пожелал утвердить Аллах. В частности когда речь идет о гневе. Ты заменяешь свойство гнев свойством желать наказать. А быть может в свойстве гнев есть такие смыслы, которых нет в "желании наказать" и ты меняя, аннулируешь те смыслы, которые утвердил Аллах. Поэтому самым безопасным и правильным будет утвердить свойство гнева и не истолковывать его. Нельзя толковать его из опасения уподобления. Потому, что утверждая гнев мы не приписываем тот гнев, который присущ рабам, но мы утверждает такой гнев, который не содержит недостатков и подобает величию Аллаха. Это касалось утверждения, но это половина подхода. Вторая половина не уподоблять Аллаха творениям. То есть если человек под гневом подразумевает что-то такое, что не подобает Аллаху, то такое осмысление гнева отвергается. Если человек, когда говорит о гневе представляет следующее:
Личность была спокойна, потом увидела, узнала нечто и пришла в возбуждение гневом. Это обычное понимание гнева, которое мы понимаем для людей. Если невежда понимает гнев Аллаха так, то он уподобил Аллаха творениям не возвеличил его. Ведь у людей происходит как? Человек не знает чего-то или призабыл и потому сейчас спокоен, а потом, что то узнает или вспоминает и его эмоциональное состояние меняется, он возбуждается и приходит в гнев. Аллах же превыше этого: Он объемлет знанием все. Он вне времени, он Творец времени. Для него что сейчас, что тысячу лет назад, что тысячу лет в будущем - все едино. Он не находится внутри времени, ожидая пока оно пройдет, истечет. Он сам двигает время, сменяет события. Он знает все и он не забывает. Его качества постоянны и неизменны.
В обществе распространено невежество и когда Мы говорим о гневе, невежды представляют себе в головах гнев, который они понимают для людей. Такой в куфре. И Ибн Таймия и саляфы выносят таким такфир. Поэтому метод состоит из двух частей: утверждение свойства (в частности гнева) за Аллахом, и отвергание неправильного понимания гнева.
Но должен заметить, что Ибн Таймия делает больший упор на утверждение. Хотя конечно не избегает подчеркивать и отведение недостатков. Просто в его время проблема людей была больше в утверждении, поэтому он написал тома об утверждении, да смилуется над ним Аллах.
Этот метод правильный и это метод саляфов и мы придерживаемся его.
Второй подход (классификация условная и грубая, без упоминания ответвлений), который нам демонстрирует Уахиди, делает больший упор на вторую часть. Просто слов гнев в невежественной среде ассоциируется с теми ущербными смыслами, которые мы упомянули. Это факт и его надо иметь ввиду. И если мы без пояснений упомянем такое свойство, то можем стать причиной заблуждения человека. Ведь есть же в же шариате правило, что можно не упоминать истину если она будет воспринята неверно:
Смотри тему
И когда они толкуют гнев другим свойством, то они не хотят аннулировать свойство гнева. Поистине гнев (гадаб) это арабское слово и у него есть ряд смыслов. Гнев это и возбуждение и желание наказать и можно еще продолжить ряд. Они отводят те смыслы, которые не подобают, и оставляют те, что подобают. Ведь синонимы это слова, которые используются друг вместо друга. Разница методов состоит в том, что во втором методе идет уточнение смысла, а в первом умолчание и предоставление этого Аллаху. По сути разница в этом и не надо раздувать и чрезмерно уж противопоставлять и охаивать. Методы похожи, просто в одном упор на утверждение свойства, в другом упор на отрицание уподобления. Но это части единого целого и ведут к одному. Утверждая величие Аллаха, мы отвергаем его похожесть на творения и отвергая подобие мы возвеличиваем.
Поэтому не стоит фанатически обвинять людей второго метода в ереси, ведь среди них великое множество авторитетов. Это вам не какие-нибудь пацаны, от которых отмахнулся и все. Это уважаемые ученые. Нам нужно думать о них хорошо, сглаживать разногласия. Я не говорю о том, чтобы закрывать глаза на ошибки, но изучать тему, вникать объективно со всех сторон. А не только со стороны оголтелых современных псевдосаляфитов. Они не следуют Ибн Таймии, как утверждают. Они не придают такой важности части отвергания уподобления как он. А в наше время, Аллаху аьлям, больше заблуждений делается в сторону уподобления. И если тот, кто толкует, истолковал неверно, то он не входит в куфр, если не отвергает насса, или не допустил провала в господстве или божественности. Но тот, кто уподобил Аллаха творениям, тот в куфре.


И псевдосаляфиты во многом непоследовательны. Если брать иллят нетолкования в том, что нельзя толковать и менять смыслы это приводит к запрету перевода на русский язык. Кто нам даст гарантию, что набор смыслов русского слова гнев такой же, как и набор смыслов арабского гъадаб. Когда ты переводишь на гнев, ты уже истолковал и заменил ряд смыслов, которые есть в арабском и нет в русском. И истинный смысл знает лишь Аллах. Откуда ты знаешь, что тот истинный смысл, который утвердил Аллах в слове гъадаб, есть в слове гнев?
Кроме того, есть такие свойства, которые нельзя брать буквально. Берется их не прямой смысл, а переносный. Например аяты, где говорится, что Аллах забыл тех, кто забыл Его.
По логике псевдосаляфитов нужно выделить для забывчивости отдельное слово и везде говорить: Забывчивость это свойство Аллаха, и не толковать и не пояснять. Хотя понятно, что в аяте подразумевается, что Аллах не забывает их буквально, а лишает их милости. В другом аяте Аллах сам отвергает буквальный смысл забычивости: "Не ошибается и не забывает".

Кроме того, если обвинить Уахиди в ереси, то нужно обвинять многих муфассиров в ереси. Такие толкования встречаются во многих тафсирах. И даже Табари не избежит этой участи потому, что в его тафсире приводится это мнение, как возможное и не порицается. А ибн Таймия говорил, что тафсир Табари авторитетен и в нем нет бидатских мнений.

Уаллаху Таьаля аьлям.

« Последнее редактирование: Июнь 06, 2013, 08:59:36 pm от alqasawi »

Теги:
 
Share this topic...
In a forum
(BBCode)
In a site/blog
(HTML)


Powered by EzPortal