Автор Тема: Понимание хадиса: "Когда один муслим говорит своему брату "неверный"  (Прочитано 16510 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

al-hujandi

  • Гость
Еще никто не оценил!
С именем Аллаха, Всемилостивого, Милостивого. Слава Аллаху, мир и благословения Посланнику Аллаха!

"Когда один муслим говорит своему брату "неверный", то это слово обязательно возвращается одному из них" (Бухари, адаб/73; Муслим, Иман/111)

"Кто скажет своему брату (муслиму): "Эй кафир!", то поистине это слово обратится одному из двух" ( Бухари )

 Вариант Муслима выглядит следующим образом:

 "Кто обвинит муслима в куфре и скажет ему: "Эй, враг Аллаха!", и если это не так, то это возвращается к нему самому" ( Муслим )

Многие не правильно понимают эти хадисы. И при этом впадают в крайности как мурджиизма, так и ее противоположности, то есть хариджизма. Все эти крайности отдалились от правильного понимания этого вопроса. Есть много путей схождения с истины и нужно опасаться их. Так например нужно бояться изменять писание, будь оно перестановкой букв, или искажения смыслов, или выдумывать свое, говоря что это от Аллаха, в то время как оно не от Аллаха. Мы прибегаем к Аллаху от всякого заблуждения. Амин!

Нашей целью является пояснить этот вопрос ради Аллаха:

Цитировать
"Когда один муслим говорит своему брату "неверный", то это слово обязательно возвращается одному из них" (Бухари, адаб/73; Муслим, иман/111)

Необходимо заметить, что если один муслим делает такфир другого, опираясь на определенное доказательство, имеет таьвиль в этом, то он не становится сам неверным.

Умар аль-Хаттаб сказал о Хатибе б. аби Балтаа следующее: " О посланник Аллаха, разреши мне снести голову этого двуличного ". Посланник (Салляллаху алейхи уа саллям) же ответил:
" Хатиб присоединился к битве при Бадре. Откуда ты знаешь быть может Аллах сказал о них следующее: " Делайте что хотите, я вас простил " ". Этот хадис передал Бухари и Муслим. Также в сахихайне есть предание о Нифаке:
"Усайд б. аль-Худайр сказал Саьд б. Убаде: " Ты, двуличный, который защищает других двуличных ". Тогда две группы начали препираться, но посланник (Салляллаху алейхи уа саллям) успокоил и примирил их."

Как видно среди сахабов, присоединившихся к битве при Бадр, были такие, кто говорил на друг друга "ты двуличный", а посланник(Салляллаху алейхи уа саллям) при этом ни одного из них не считал неверными.

Положение Усамы б. Зайда такое же. Он убил человека, после того, как тот сказал: "Ля иляха илля Аллах". Но несмотря на это посланник (Салляллаху алейхи уа саллям) не посчитал нужным делать къисас и выкуп. Потому-что Усама опирался на таьвиль (правдоподобное рассуждение), он полагал, что тот человек произнес шахаду, только из-за страха смерти." (Маджмуъуль-фатауа, том 3)

Из этих отрывков Ибн Таймии стало ясно, что делающий такфир муслима не становится кафиром, если опирается на правдоподобное доказательство (таьвиль), пока ему не объяснят истину и он поймет. Так Умар ибн аль Хатаб не стал кафиром когда из за письма назвал Хатиба ибн Балтаь лицемером, а в другой версии кафиром!:

«… Что же касается ‘Умара, то он воскликнул: “О посланник Аллаха, позволь мне отрубить голову этого мунафика!” (в другом предании: "О посланник Аллаха! Я отрублю голову ему, ибо он стал неверным". На это пророк, да благословит Его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, он участвовал (в битве при) Бадре, а откуда тебе знать, может быть, Всемогущий и Великий Аллах посмотрел на участников (этого сражения) и сказал: “Делайте, что хотите, Я уже простил вам!”» (Бухари и Муслим)

Цитировать
Ибн аль-Кайим относительно истории Хатиба говорит: "Какие выводы мы можем  сделать из этого: когда человек обвиняет мусульманина лицемером или неверным по причине Таьвиля или из-за гнева ради Аллаха или по причине  религии Аллаха и Его посланника, но не по причине страсти или другой вещи, то он не становится кафиром и даже  грешником , более того он может быть вознагражден за это намерение в отличае от людей страстей и ереси, так как они называют неверующим и еретиком того, кто противиться их страстям в то время, как они сами больше заслуживают эти обвинения" (Задуль Маьад 3/372)

Смысл хадиса от Джабира:
"Муаз молился с пророком (с.а.в), затем пришли люди и он начал молиться с ними будучи имамом, и читал он суру аль-Бакару и один мужчина оставив ряды молившихся (из-за того, что молитва удлинилась) сам начал молиться отдельно, читая короткие суры. Когда Муаз узнал об этом он сказал: «Это лицемер». Тогда этот человек пошел к пророку (с.а.в), Посланник Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям) сказал Муазу на счет удлинения молитвы:
«О Му‘аз! Хочешь ли ты стать искусителем? Если ты руководишь групповым намазом, то читай суры “Клянусь солнцем и его сиянием…”, “Славь имя Господа твоего Всевышнего…” и “Клянусь ночью, когда она покрывает…” (Бухари)

Если ошибка Муаза в обвинений была бы не по причине Таьвиля или из-за гнева ради Аллаха или по причине  религии Аллаха и Его посланника, но не по причине страсти или другой вещи, то посланник Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям) уделил этому больше времени для пояснения.

Когда Усайд ибн Худайр  сын дяди Саада ибн Убады сказал Сааду: «Ты лицемер! Ты всегда говоришь в пользу лицемеров» (Бухари).

Это случилось с Саадом ибн Убада, когда он в споре поддержал сторону главы лицемеров Абдуллаха ибн Убай ибн Салула и сказал: «Сааду ибн Муазу, ты врешь, клянусь Аллахом, ты не убьешь его и не сможешь убить его (то есть Абдуллаха ибн Убайю)». Усайд ибн Хузайр сказал Сааду ибн Убада: «Это ты врешь, клянусь Аллахом, мы его убьем, а ты же мунафик и, соответственно, защищаешь мунафиков». Также есть слова некоторых сподвижников о Малике бин Дахшаме, что он мунафик потому, что видели, что он общается и дружит с мунафиками. Именно по этой причине и Умар назвал Хатиба мунафиком и сказал пророку: «разреши мне, о посланник Аллаха, отрубить голову этому мунафику», пророк сказал: «он участвовал в Бадре».

Шейхуль Ислам Ибн Таймия, да смилуется над ним Аллах, упомянул в этом тексте хадис о Сааде бин Убаде, когда он защищал Абдуллаха бин Убайа бин Салула из-за гнева ради Аллаха, но вместе с этим пророк (Салляллаху алейхи уа саллям), не обвинил его в неверии. А что же говорить о том, кто неправильно истолковал.

"Что же касается  хадиса: "То возвращается одному из них" то смысл его в том что это «грех»(т.е. грех вернется), грех будет тому, кому это направленно или тому, кто сказал, что ему не разрешено (говорить так без основания и следствии этого это вернулась ему). Однако кто скажет, что это неверие,  то его речь слабая и далекая (от реальности). Кому нужно обратить внимание на это и кто хочет больше узнать об этой теме, то пусть возвращается к тому как объяснил шейх Абу Батъин в "Маджмуаъ Расаиль ан Наджия 5/511":

Цитировать
Спросили шейха Абу Батина относительно этого хадиса «тот, говорит мусульманину кафир он сам становится кафиром» Он ответил: "Эта версия Хадиса нам не известна как переданный от пророка (с.а.в), но  есть известный хадис: «тот, кто говорит своему брату кафир тогда это, возвращается одному из двух». Тот, кто обвиняет человека в неверии или в нечестии или в лицемерии из-за неправильного Таъвиля  или из-за гнева ради Аллаха, в этом случае  мы надеемся, что он будет прощен, как это было с Умаром, когда он сказал относительно Хатиба, что он лицемер. Такие вещи происходили и с другими сахабами (такие истории когда они обвиняли). Что же касается джахилей которые говорят: «Вы называете мусульман кафирами», то они (тот, кто так заявляет) не знают ни об Исламе ни о Таухиде,  так как тот, кто не порицает те дела, что делают мушрики сегодня и не видит ничего плохого в этих вещах, то такой не (является) мусульманином" (Маджму Расаиль ва масаиль ан Наджия 1/654, 655.)

Цитировать
Абдуль-Латиф ибн Абдур-Рахман сказал:
"Тот, кто считает праведников (салиихин)  неверными по причине неправильного Таъвиля или по причине оплошности, но в то же время он является из тех, кто может приложить усилия для суждения, то те, кто так делает не несёт греха, так как это было вызвано их усилием найти справедливость (или установить справедливость) как это было в историей с Хатибом…. Несмотря на то что Умар сказал Хатибу, что он Лицемер пророк (с.а.в) не проявил недовольства по поводу того, что сказал Умар (из-за того что Умар опирался на то, что Хатиб помогал неверным против Ислама, и это конечно же куфр, но Хатиб наоборот устрашал мекканцев этим письмом). Аллах сказал: «Господь Наш не наказывай нас если мы забыли или ошиблись»
И сказал Аллах после того как был ниспослан этот Аят и прочитан верующим: «Я сделал это» (т.е. простил). Что же касается того, кто считает кафиром кого-то из этой уммы основываясь на доказательствах Корана и Сунны и неверие его явное будь то это ширк или поклонения другому помимо Аллаха, или насмехательство над Аллахом и Его посланником, или называет это ложью это или ненавидит, что ниспослано Аллахом как руководство и религия истины или отрицает сифаты Аллаха или один из атрибутов Его величества, то тот, кто выносит такфир такому человеку тому будет награда и он прав (делая этот поступок) за то, что он слушается Аллаха и Его пророка" (Дурар ас Сания12/260, 261)

Конечно мы не имеем ввиду тех, кто делает такфир муслимов, только из-за того, что они делают намаз или верят в таухид, или делают бара мушрикам. Такие несомненно станут кафирами; даже не из-за того, что делали такфир, а из-за того, что сами не признают обязательным намаз или не принимают таухид или бара (если бы принимали, то такфир не делали бы).

Выше приводился пример подобного в словах шейха Абу Батина и Ибн аль-Кайима:

Цитировать
... Что же касается джахилей которые говорят: «Вы называете мусульман кафирами» то они (тот, кто так заявляет) не знают не об Исламе не о Таухиде,  так как тот, кто не порицает те дела, что делают мушрики сегодня и не видит ничего плохого в этих вещах то такой не (являеться) мусульманином" (Маджму Расаиль ва масаиль ан Наджия 1/654, 655.)

Цитировать
... в отличай от людей страстей и ереси, так как они называют неверующим и еретиком того, кто противиться их ним страстям в то время как они сами больше заслуживают эти обвинения" (Задуль Маьад 3/372)

Посмотри на объяснение имама Ибн аль-Кайима, как он проводит границы между тем, когда человек делает это опираясь на таьуиль (правдоподобное доказательство) по причине ревности к религии Аллаха, и между тем, кто делает это по причине страсти. Так вот если человек обвиняет без таьуиля или не из-за ревности к религии Аллаха, а из-за страстей или чего-то мирского, при этом уравнивает мусульман с неверными или Ислам с куфром, то берет на себя бремя того, что сам становиться таковым, по причине нарушения основ веры. Передаются слова Ибн Хаджара Хайтами которые приводятся в его книге, посвященной выражениям, которые вводят человека в куфр:

Цитировать
«Говорил Ар Рафии, что тот, кто сказал без довода на мусульманина «кафир», впадает сам в куфр, поскольку он называет Ислам куфром! Тот, кто обвинил мусульманина в куфре, сам становится кафиром! И то же самое сказал после его слов имам Ан Навави». (Аль-Иълям би Къаваты Аль Ислам, 98)

Значит из тех, кто делает такфир муслима, в куфр входят те, кто делает такфир не опираясь на определенные доказательства. Он делает просто так подчиняясь своим страстям. Например, если делает это, чтобы иметь возможность убить и ограбить муслима или жениться на его невесте.

Я знаю таких, которые сначала берут в долг деньги у муслимов, а затем, чтобы не возвращать деньги, делают такфир. Такие несомненно войдут под угрозу хадиса.

Алийюль-Къари в шархе на «фикъх аль-акбар» Абу Ханифы, приводит пример такфира из-за страсти:

Цитировать
Такое часто встречается в наше время. Некоторые плохие судьи дают постановления о разводе женщин тремя таляками, хотя женщина религиозная, читает Коран, делает намаз, держит пост. Но судья в суде спрашивает ее: «Каков хукм ислама?» Женщина же из-за того, что неграмотная и не умеет выражаться, говорит: «Не знаю» и судья выносит хукм о том, что женщина кяфирка и брак недействителен и заключает второй брак. На самом деле судья сам становится кафиром из-за скверного своего дела. Он странным способом вынес хукм о куфре. Ведь если бы он разъяснил бедной женщине вопрос (на понятном ей языке), он получил бы ответ. Потому, что такие женщины более привержены к религии, чем судьи нашего времени. Судья же так сделал для того, чтобы получить взятку от мужа, который хочет еще раз жениться на жене, которую уже три раза развел. Посмотри на шайтана, который дал наущение скверному мужу, чтобы устроить свою жену неверной, и сделать так, что ее деяния недействительны и опровергать аят: «Если же он дал развод ей (в третий раз), то не разрешается она ему после, пока не выйдет она за другого мужа» - (2/230)
Причина почему мы подробно обсуждаем этот вопрос в том, что в этом сбилось и погибло много людей.
...
Если мужчина объяснит женщине веру, ислам, религию и она скажет: «Я вот так уверовала, я подтверждаю это», то женитьба на ней разрешена. Если же она скажет: «Я не поняла» или «Не знаю», тогда женитьба запрещена.
(Шарх Алийюль-Къари на «фикъх аль-акбар» Абу Ханифы)

Нужно точно определить область применения этого хадиса. Как доказал ибн Таймия областью его не является область акиды, где люди, делают такфир, опираясь на правдоподобные доказательства, как это и делали хариджиты. Они опирались на некоторые хадисы. Они понимали куфр, проходящий в этих хадисах как большой куфр, а не малый. Хоть доказательства их и ошибочны, они не вошли в куфр, ибо опирались на правдоподобные доказательства и ошибка их не влекла нарушение таухида и основ религии.

Ибн Кудама в книге "Мугни" в разделе об оставлении намаза из-за лени упоминает доказательства тех, кто придерживается противоположного мнения (т.е. хадисы, где  говориться о куфре) в том числе и: «тот, кто говорит своему брату кафир тогда это, возвращается одному из двух» и другие хадисы и поясняет, что в этих хадисах имеется ввиду дуна куфр (другой, малый) и это подобно хадису Абдуллаха ибн Масуда "Поношение мусульманина есть (проявление) нечестия, а сражение с ним - куфр".

Раз этот хадис (что, кто назовет муслима кафиром, то это вернется одному из них) не относительно сферы акиды, то это касается я думаю социальной сферы. Объясню подробнее. Нужно различать две вещи:

1) Само деяние (суждение деяния: является ли оно куфром или нет)
2) Совершение деяния (было ли оно совершено со стороны определенного человека или нет)

Сомнения с сфере суждения самого деяния - сфере акиды недопустимы и порицаемы. Сомнения же в социальной сфере (совершено ли данное деяние куфра этим человеком или нет) не порицаемы и могут быть. Так вот опираясь на социальные сомнения такфир делать нельзя.

Применение такфира на практике, это объект исламского правоведения. Практикование его в даруль-куфре и в даруль-исламе (например в исламском джамаате) различно. Любой кто, примкнул к обществу муслимов, внешне выглядя как муслим, изначально (правило истисхаба) считается муслимом и чтобы вынести ему такфир, нужны очень веские и ясные доказательства. Есть правило которое применяется во многих областях и его должен знать каждый, что точно установленное нарушает такое же точно установленное. Если точно было установлено что некий муслим, то нужно такое же точно установленное (доказательство) что он нарушил свой иман совершив противоположное вере. Например, в суде для судьи (не очевидце) в обвинений и объявлении этого для других куфра/такфира нужны два свидетеля - взрослых, справедливых, правдивых муслимов, которые свидетельствовали бы что тот совершил определенное деяние куфра (это не касается того, кто собственными глазами видел деяние которое не толкуется по иному, несмотря на обязанность хусн занна). Если есть хоть малейшее сомнение в том, сделал ли он то деяние, делать такфир его запрещено. Ибо он изначально принимается как муслим и нарушить это его положение могут только неопровержимые доказательства.

Двуличные во время пророка были изворотливы, все подозревали их в двуличие но за недостатком улик такфир им не выносился. Для нас важна внешняя сторона дела, в сердцах мы не роемся. Если один человек видел их деяние, то он сам делал такфир (личный такфир), но это не связывало других, не видевших это. Все общество связывает решение исламского амира, который допросил свидетелей и обвиняемого, исследовал ситуацию, правильно ли поняли свидетели, правильно ли интерпретировали увиденное. И если точно не докажется, то обвиняемый продолжал считаться муслимом в обществе, хоть все и оставался под подозрением, но кафиром для свидетеля, ибо каждый ответственен только за увиденное и за точно доказанное.

К таким людям относятся хоть и как к муслимам, но все равно с опаской, не доверяют ему тайны, не говорят на него господин, ибо если он не окажется в действительности господином, то этим мы вызовем гнев Аллах, как и сообщается в хадисе.

Именно в социальной сфере и нужно использовать данный хадис о опасности такфира. Лучше сто раз перепроверить совершило ли данное лицо деяние или нет, потому что если мы сделаем такфир, а он не окажется кафиром (окажется не сделавшим деяние), то мы попадем в положение описанное в хадисе.

Известное шариатское правило : "если есть 99 вероятностей из ста, что человек кафир, и только одна, что он не кафир, нужно воздержаться от такфира" тоже связано с социальной сферой.

Некоторые глупцы понимают его связанным со сферой акиды и утверждают, что лучше такфира не делать. На самом же деле в акиде не может быть вероятностей и такфир там не игрушка, он или есть или его нет. Если есть, мы обязаны его делать; если нет, то не имеем права. А размывать такфир в сфере акиды словами типа: "это сложно, точно неизвестно, лучше туда не лезть, а то попадем под угрозу хадиса, пусть этим занимаются къадии" неверно.

То шариатское правило следует понимать так: "если существует хоть малейшая вероятность, что муслим не совершил данное деяние куфра, то такфир делать нельзя и очень опасно". Вот именно такфир в социальной сфере и нужно передавать къадиям.

С такфиром в сфере акиды же играть с такими вероятностями нельзя. Такфир в акиде это палка о двух концах. В одинаковой степени опасно и делать такфир и не делать его, здесь истина одна. Кто совершит или не совершит такфир и ошибется при этом в области подробностей религии (малых вер), впадет в бидьат (как хариджиты). Те кто ошибется в такфире в области основ религии впадет в куфр (как крайние мурджииты). Поэтому такой такфир должен знать и делать каждый.
 
Слава Аллаху и Хвала Ему, свидетельствую, что нет бога кроме Аллаха. Прошу прощения у Аллаха и приношу Ему свое покаяние.




« Последнее редактирование: Март 22, 2013, 01:02:56 pm от al-hujandi »



 
Share this topic...
In a forum
(BBCode)
In a site/blog
(HTML)


Powered by EzPortal