Автор Тема: Тафсир Багави 62. Сура АЛЬ-ДЖУМУА ПЯТНИЦА  (Прочитано 758 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн РабАллаха

  • Moderator
  • Full Member
  • *****
  • Сообщений: 237
  • Свидетельства о нем: +10/-0
    • E-mail
Еще никто не оценил!
Сура «Аль-Джум‘а» - Пятница
Мединская Сура. Состоит из 11 аятов.
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ
С именем Аллаха, Всемилостивого, Милостивого.
1) «Превозносит Аллаха (от всего неподобающего) то, что на небесах и то, что на земле, - Властителя, Пречистого, Могущественного, Мудрого».
2) «Он – Тот, кто послал неграмотным людям посланника из их числа, который читает им Его аяты, очищает и обучает их Писанию и Мудрости. Хотя до этого они были конечно в явном заблуждении».
«Он – Тот, кто послал неграмотным людям» - т.е. арабам, которые были малограмотным народом, не умевшим читать и писать.
«посланника из их числа» - т.е. Мухаммада, (Салляллаху алейхи уа саллям), который был из их рода и говорил на их языке, что способствует более лучшему и совершенному доведению до них довода.
«который читает им Его аяты, очищает и обучает их Писанию и Мудрости. Хотя до этого они были конечно в явном заблуждении» - т.е. до этого они не пребывали ни в чем ином, кроме как в заблуждении, поклоняясь идолам.
3) «А также другим из них, которые пока еще не присоединились к ним. Ведь Он – Могущественный, Мудрый».
«А также другим из них» - С точки зрения синтаксиса слово «Аахъариина» (здесь в переводе «другим») может пониматься двояко. При первом понимании это слово связано со словом «неграмотные люди» (и потому повторяя его падеж) находится в падеже хафд (в данном случае в дательном). При таком понимании смысл аята таков: «(Он – Тот, кто послал неграмотным людям) … а так же (послал) другим».
По второму пониманию слово «Аахъариина» связано с местоимением «их» из выражения «обучает их Писанию» и (повторяя его падеж) находится в винительном падеже (обучать кого, что). В этом случае аят понимается так: «А также обучает других из них».
«А также другим из них» - т.е. из числа верующих, которые будут перенимать их религию. Потому, что как только они (последующие люди) примут ислам, они сразу становятся из их числа, ведь все мусульмане это одна единая община. Ученые разошлись в толковании, кто имеется здесь ввиду.
Одни сказали: «Это иностранцы (не арабы)». Это мнение Ибн Умара, Саида ибн Джубайра; также это передал Ляйс от Муджахида. Доказательство на это следующее предание, которое передается с цепочкой от Абу Хурайры, что он сказал: «Мы сидели возле пророка (Салляллаху алейхи уа саллям) как вдруг ему была ниспослана сура «Пятница». Когда он прочел аят «А также другим из них, которые пока еще не присоединились к ним», один человек спросил: «Кто это, о посланник Аллаха?». Пророк (Салляллаху алейхи уа саллям) не ответил ему, и тот спросил его еще два или три раза». (Абу Хурайра) заметил: «А среди нас был перс Сальман аль-Фариси. Пророк (Салляллаху алейхи уа саллям) положил на него руку и затем сказал: «Если бы вера была на Сурайе (созвездие Плеяды), то люди из их числа (персов), все равно достали бы ее»».
Передается с цепочкой от Абу Хурайры, как он передал, что посланник Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «Если бы религия была на Сурайе, то человек», (тут передатчик засомневался), или же он сказал «некоторые мужчины персидского рода, направились бы к Сурайе и достигли бы ее».
Икрима и Катада же сказали: «Это Табиин».
Ибн Зайд сказал: «Это все, кто вошел (и будет входить) в Ислам после (жизни) пророка (Салляллаху алейхи уа саллям) до самого Судного дня». То же самое передает Абу Нуджайх от Муджахида.
Слова Аллаха:
«которые пока еще не присоединились к ним» - т.е. которые не застали их и которые будут после них.
Также было сказано, что смысл этого выражения: «которые не достигли их» по степени достоинства и развития (духовного мира). Ведь понятно, что табиины не достигли той степени, которой достигли сахабы.
«Ведь Он – Могущественный, Мудрый».
4) «Это – милость Аллаха, которую Он дает, кому пожелает. Аллах обладатель великой милости».
«Это – милость Аллаха, которую Он дает, кому пожелает» - т.е. Ислам и следование прямым путем.
«Аллах обладатель великой милости».
Слова Аллаха, Могуч Он и Велик:
5) «Пример тех, на кого возложено нести Тору, а они не понесли ее, подобен примеру осла, загруженному томами. Действительно скверен пример людей, опровергающих знамения Аллаха. Аллах же не ведет прямым путем людей несправедливых».
«Пример тех, на кого возложено нести Тору» - т.е. на кого возложена ответственность соблюдать и практиковать те (нормы), что содержатся в Торе
«а они не понесли ее» - не практиковали и не отдали ей должное.
«подобен примеру осла, загруженному томами» - т.е. научными книгами. Единственное число от «Асфаар» (научные тома) – «Сифр» (том, трактат, фолиант). Фарра сказал: «Это большие толстые книги».
Т.е. подобно тому, как осел не ведает о содержании томов, которыми он загружен и не имеет от них никакой пользы, так и иудеи читают Тору, но не получают от нее никакой пользы потому, что противодействуют ей.
«Действительно скверен пример людей, опровергающих знамения Аллаха. Аллах же не ведет прямым путем людей несправедливых» - которые несправедливы к самим себе (нарушают свои собственные права) тем, что опровергают пророков. Т.е. Аллах не ведет прямым путем тех, относительно которых в извечном знании Аллаха предопределено, что они не уверуют.
6) «Скажи: «О вы, которые стали иудеями! Если вы утверждаете, что вы приближенные Аллаху в отличие от других людей, так пожелайте смерти, если вы искренни»».
«Скажи: «О вы, которые стали иудеями! Если вы утверждаете, что вы приближенные Аллаху в отличие от других людей»» - в отличие от Мухаммада (Салляллаху алейхи уа саллям) и его сподвижников.
«так пожелайте смерти» - помолитесь о смерти для себя.
«если вы искренни» - в том, что вы сыновья Аллаха и Его любимцы. Ведь смерть это то, что даст вам (скорейшую) встречу с Ним.
7) «Но не пожелают они ее из-за того, что уготовали их руки, - Аллах ведь знающ о несправедливых».
8) «Скажи: «Смерть, от которой вы бежите, - ведь она непременно встретит вас. А затем вы будете возвращены Знающему сокровенное и явное, и Он сообщит вам о том, что вы совершали»».
9) «О вы, которые уверовали! Когда в Пятничный день возглашено для намаза, то устремляйтесь к поминанию Аллаха и оставляйте торговые дела. Это – лучше для вас, если вы знаете».
Слова Аллаха, Могуч Он и Велик:
«О вы, которые уверовали! Когда возглашено для намаза из Пятничного дня» - т.е. в Пятничный день. (Предлог «из» иногда имеет смысл предлога «в») как например в следующем аяте (35/40):
«Покажите мне, что они сотворили из земли» - т.е. (что они сотворили) на земле.
Под возглашением подразумевается азан, возглашаемый в то время, когда имам садится на минбар для выступления с хутбой.
Передается с цепочкой, что Ас-Саиб ибн Язид сказал: «Раньше, во времена пророка (Салляллаху алейхи уа саллям), Абу Бакра и Умара призыв был в то время, когда имам садился на минбар. Во времена Усмана же, когда людей стало много, он (к азану и икамату) добавил третий призыв (который возглашали) на (доме, который назывался) аз-Завра’».
А‘маш прочел слово «Пятница» с сукуном буквы «Мим» в виде «мин йавмиль-джум‘а (в Пятничный день). Большинство чтецов же прочли с даммой «Мима» (в виде «мин йавмиль-джуму‘а).
Толкователи разошлись почему этот день был назван «Джуму‘а» (собор, сбор).
Есть такие, кто сказал, что пятница названа сбором потому, что Всевышний Аллах в этот день собрал творение Адама (а.с.) (т.е. собрал Адама из разных компонентов).
Также было сказано: «Потому, что в этот день Всевышний Аллах закончил сотворение вещей и таким образом все творения были собраны в этот день.
Также сказали: «Потому, что в этот день собираются джамааты».
Также сказали: «Потому, что в этот день люди собираются для совершения намаза».
Было сказано, что первым, кто этому дню дал имя «Джуму‘а» (сборный день), был Кя‘б ибн Люайй.
Абу Саляма сказал: «Первым, кто сказал (в хутбе) «Аммаа ба‘д» (Итак, идем дальше), был Кя‘б ибн Люай. Он же первый, кто назвал пятницу сборным днем. А до этого пятницу называли «Йавмуль-‘арууба».
Передается от Ибн Сирина, как он сказал: «Еще во времена, когда не был низведен пятничный день (не был узаконен Пятничный намаз), жители Медины, а это именно они и дали этому дню название «Аль-Джуму‘а, собрались до прибытия пророка (Салляллаху алейхи уа саллям) в Медину, и сказали: «У иудеев есть день, в который они собираются каждую неделю. У христиан тоже. Давайте и мы назначим себе один день, в который будем собираться, поминать Аллаха и молиться». Затем они сказали: «У иудеев суббота, у христиан воскресенье» и (из противодействия им) назначили этим днем день ‘Аруубы (старое название Пятницы). Они собрались у Ас‘ада ибн Зурары, который провел с ними двухракятный намаз, призвал их к поминанию и назвал этот день «Аль-Джуму‘а» (сборным). После этого Аллах низвел в этом (вопросе шариатскую норму и узаконил Пятницу)».
Передается от абдур-Рахмана ибн Кя‘ба ибн Малика, а тот со слов своего отца, как он услышав в Пятничный день призыв азана, призвал милость Аллаха на Ас‘ада ибн Зурару. (Абдур-Рахман продолжил) Я спросил его: «(По какой причине) ты попросил (в молитве) Аллаха смилостивиться над Ас‘адом ибн Зурарой, когда услышал призыв?» и он ответил: «Потому, что он был первым, кто провел с нами пятничное собрание в месте Хазм ан-Набит селения Харра рода Бану Баяда в Бакъи‘уль-Хъадъимат». Я спросил: «Сколько вас тогда было?». Он ответил: «Сорок человек».
Что касается же первого пятничного намаза, который провел посланник Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям) со своими сподвижниками, то историки дают об этом следующие сведения: Когда пророк (Салляллаху алейхи уа саллям) переселяясь (из Мекки) прибыл в Медину, он остановился в Кубе у рода Бану Амр ибн Авф. Это было в понедельник поздним утром двенадцатого числа месяца Раби‘уль-Авваль. Он провел в Кубе понедельник, вторник, среду и четверг, основал для них масджид и в пятницу покинул их, направляясь в Медину. Время пятничного намаза застало его, когда он был у рода Бану Салим ибн Авф внутри их долины. В этом месте у них была мечеть, где он провел пятничный намаз и выступил с пятничной проповедью.
Слова Аллаха, Могуч Он и Велик:
«то устремляйтесь к поминанию Аллаха» - т.е. двигайтесь к нему и действуйте для этого. Под словом «са’й» (здесь переведено как: устремление) не подразумевается стремительное устремление, но подразумевается действие, движение, проявление активности, как и сказано в других аятах:
«А когда он отвернется, то действует на земле, чтобы распространить там нечестие» - (2/205)
«Поистине ваши действия различны» - (92/4).
Кроме того Умар Ибн аль-Хаттаб читал это место в виде «фа-мдъуу иляя зьикрилляях» (двигайтесь к поминанию Аллаха). Такой же оборот используется и в чтении Абдуллаха ибн Масуда.
Хасан сказал: «Клянусь Аллахом не имеется ввиду устремление ногами (в спешке), ведь им разрешалось приходить на молитву не иначе, как будучи спокойными и степенными. Но это устремление (к пятничной молитве) сердцами, намерением и благоговением».
Также передается, как Катада сказал по поводу аята «то устремляйтесь к поминанию Аллаха» следующее: «Устремляться значит то, что ты устремляешься сердцем и действием, т.е. идешь к нему (на пятничный намаз)». Также Катада аят: «Когда он достиг того возраста, чтобы усердствовать вместе с ним» - (37/102) толковал следующим образом: «Когда он достиг того возраста, чтобы ходить вместе с ним».
Передается с цепочкой от Абу Хурайры, что посланник Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «Когда встали на намаз, то не приходите на намаз устремляясь в спешке, но приходите обычным ходом, не нарушая покой. На какую часть намаза успели, ту сделаете, а что упустили – восполните.
Слова Аллаха «к поминанию Аллаха» - т.е. к (пятничному) намазу.
Саид ибн аль-Мусайяб сказал: ««то устремляйтесь к поминанию Аллаха» - это поучение имама».
«и оставляйте торговые дела» - т.е. оставляйте как продажу, так и покупки потому, что имя «Бай‘» (продажа, торговля) охватывает оба смысла. Таким образом со вторым азаном купля-продажа становится запретной.
Зухри же сказал: «при выходе имама».
Даххак сказал: «Как солнце пройдет наивысшую точку купля-продажа становится запретной».
«Это» – приход на пятничный намаз и оставление торговых дел
«лучше для вас» - чем торговля.
«если вы знаете» - в чем для вас польза и благо.
Знай, что Пятничный Намаз является индивидуальным фардом (фард айн) и при отсутствии уважительных причин обязателен для каждого, кто достиг зрелости ума, возраста, свободы, является мужчиной резидентом (не путником). Поэтому оставляющему его обещано большое наказание. Что касается ребенка и неразумного, то на них не лежит ответственности за Пятничный намаз. Это так потому, что по причине их телесного несовершенства они не относятся к тем, на кого возлагаются телесные фарды.
В том, что Пятничный намаз необязателен для женщин есть единогласие.
Передается с цепочкой от Мухаммада ибн Кя‘ба, что он слышал, как один человек из рода Бану Ваиля передал, что пророк (Салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «Пятничный намаз является обязательным для каждого мусульманина, кроме женщины, ребенка или невольника».
Большинство ученых на том, что пятничный намаз необязателен для раба. Хасан, Катада и Авза‘и сказали: «Для выпускаемого раба обязателен». Что касается путника, то по мнению большинства ученых для него Пятничный намаз необязателен. Нахаи и Зухри сказали: «Если путник услышал призыв, то для него обязателен». Разрешено не делать Пятничный намаз любому у кого есть уважительные причины, такие как: болезнь, присмотр за больным, опасность. Также разрешено оставлять по причине дождя и обильной слякоти.
Передается с цепочкой, что Ибн Аббас в один дождливый день сказал своему муаззину: «После того, как произнесешь (в азане) фразу «Свидетельствую, что Мухаммад – посланник Аллаха», не говори «Давайте на молитву», но говори: «Молитесь в своих домах». Люди как будто отнеслись неодобрительно (к таким словам в азане), на что он сказал: «Так делал тот, кто лучше меня. Ведь Пятничная молитва строго соблюдаемая (ей уделяют особое внимание и если бы муаззин прочитал «Давайте на намаз», тогда вы бы вышли хоть и в слякоть,) я же не захотел выводить вас из ваших жилищ, чтобы вы шли по грязи и слякоти».
Если тот, кому необязательно посещение пятничного намаз, все же придет и сделает с имамом пятничный намаз, с него спадает обязанность сделать обеденный намаз (этого времени). Причем он никак не увеличивает число джамаата, кроме тех случаев, когда необязательность посещения пятничного намаза вызвана уважительной причиной (путь, дождь и т.д.). В этом случае число джамаата вырастает посредством его присоединения.
Передается с цепочкой, что Ибн Умар и Абу Хурайра передали, как посланник Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям) стоя на бревнах своего минбара, говорил: «Или некоторые люди прекратят оставлять свои пятничные молитвы, или Аллах запечатает их сердца, и тогда они станут из числа неосознающих и небрегущих».
Передается с цепочкой, как Абуль-Джа‘д ад-Дамри передал, что посланник Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «Кто из халатности оставит пятничный намаз три раза, Аллах запечатывает его сердце».
Ученые разошлись в том, в каких населенных пунктах совершается пятничный намаз; в определении минимального количества людей в джамаате, необходимого для его совершения; и в максимальной удаленности местности от (крупного населенного пункта) при которой (все еще) обязательно приходить из нее на пятничный намаз.
Что касается видов населенных пунктов, то одни ученые сказали, что практиковать пятничный намаз является обязательным для любого селения, где на постоянной основе проживают сорок человек, которые не оставляют это поселение ни летом, ни зимой, кроме как выезда по (краткосрочной) нужде. Причем они должны быть полностью дееспособными, т.е. быть свободными от рабства, совершеннолетними, без психических отклонений. Это мнение Убайдуллаха ибн Абдуллаха и Умара ибн Абдуль-Азиза. Этого же придерживаются имамы Шафи‘и, Ахмад и Исхак. Они говорят, что для того, чтобы можно было совершать пятничный намаз, сорок человек это минимально необходимое число людей, которые отвечают вышеоговоренным требованиям.
Кроме условия сорока человек Умар ибн Абдуль-Азиз выдвинул еще условие, что с вместе с ними должен быть правитель (или назначенное им ответственное лицо). По мнению же имама Шафи‘и наличие правителя не является условием.
Али сказал: «Пятничный намаз не может проводиться нигде, кроме как в объемлющем городе (полностью самодостаточный город со всей необходимой инфраструктурой в виде рынка, соборной мечети, городской администрации, водохранилища и т. д.). Этого придерживаются люди рассуждения (ханафиты). По мнению Абу Ханифы (р.а.) пятничный намаз действителен при наличии четырех человек (включая имама) и наличии правителя.
Авза‘и и Абу Юсуф сказали: «Пятничный действителен при наличии трех человек, если с ними правитель».
Хасан и Абу Савр сказали: «Как и в остальных намазах, для действительности достаточно двух человек».
Раби‘а сказал: «Действителен при наличии двенадцати человек».
Доводом того, что можно делать пятничный намаз (не только в крупных центрах, но и) в селениях, является следующее предание:
Передается с цепочкой от ибн Аббаса: «Первый пятничный намаз проведенный после пятничного намаза в масджиде посланника Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям) был проведен в масджиде Абдуль-Къайса в Бахрейнском (селении) Джуваса».
Если человек проживает в таком селении, где не совершается пятничный намаз, или живет в пустыне, то одни ученые сказали, что в случае если до него доносятся звуки азана из места, где совершают пятничный намаз, то он обязан приходить на него. Если же азан не доходит, то пятничный намаз на него не возложен. Это мнение имамов Шафи‘и, Ахмада и Исхака. Причем в расчет берется звук азана, который читается муаззином с громким голосом в тихой обстановке при безветренной погоде. Жители любого поселения, которое находится в вышеуказанных пределах досягаемости азана, обязаны посещать пятничный намаз.
Саид ибн аль-Мусайяб сказал: «Обязателен для каждого у кого есть, где остановиться на ночь».
Зухри сказал: «Обязателен для всех, кто живет в радиусе шести миль».
Раби‘а сказал: «В радиусе четырех миль».
Малик и Ляйс сказали: «В радиусе трех миль».
Абу Ханифа (р.а.) сказал: «Пятничный намаз необязателен для тех, кто живет в окрестностях (города) независимо от того, близко ли (к черте города) расположено селение, или далеко».
Тот, кто обязан совершать пятничный намаз, не может выходить в путь после того, как солнце перевалило за точку зенита пока не сделает пятничный намаз. Люди рассуждения (ханафиты) же посчитали разрешенным выход в путь и после зенита при условии, что человек успевает покинуть страну до окончания времени (пятничного намаза).
Если же человек выйдет в путь до прохождения солнцем зенита, или до появления утренней зари, то это разрешено. Но это нежелательно если только не выходить в путь ради благой цели, такой как отправление в хадж или военный поход. Доказательством разрешенности выхода в путь в пятничный день являются следующие предания:
Передается с цепочкой, что Ибн Аббас сказал: «Пророк (Салляллаху алейхи уа саллям) отправил Абдуллаха ибн Раваху в составе военного отряда, и день отправки пришелся на пятницу. Его товарищи вышли рано утром, а он сказал (себе): «Давай я задержусь и сделаю намаз вместе с посланником Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям), а потом нагоню их». Когда он помолился вместе с пророком (Салляллаху алейхи уа саллям), тот увидел его и спросил: «Что помешало тебе выйти рано утром с твоими (боевыми) товарищами». Ибн Раваха ответил: «Я захотел совершить намаз с вами, а потом присоединиться к ним», на что посланник Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «Даже если ты раздашь все, что на земле, ты не достигнешь степени превосходства их раннего выхода в поход».
Также передается, что Умар ибн аль-Хаттаб (р.а.) услышав, как один человек в походном виде говорил: «Если бы сегодня не была пятница, я бы вышел», сказал ему: «Выходи, ведь пятница никого не удерживает от выхода в путь».
Пришли предания о суннах пятничного дня и его достоинствах. Вот некоторые их них:
Передается с цепочкой от Абу Хурайры, как он сказал: Я отправился к горе Тур и встретил Кя‘ба аль-Ахбара. Я присел вместе с ним и он передал мне (кое-что) из Торы, а я передал ему от посланника Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям). Помимо всего прочего, я передал ему следующие слова посланника Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям): «Лучшим днем, над которым восходит солнце, является день пятницы. В этот день был сотворен Адам, в этот день низведен на землю, в этот день от него принялось покаяние и в этот день он умер. Судный день тоже настанет в пятницу. В пятничный день с момента, когда занимается утренняя заря до восхода солнца все существа, кроме людей и джиннов, напряженно вслушиваются, страшась Судного Часа (а убедившись, что солнце взошло как обычно с востока, успокаиваются). В этот день есть такой час (период времени), что если раб мусульманин застанет его молящимся и просящим что-либо у Аллаха, не бывает так, чтобы Аллах не дал ему этого». Кя‘б сказал: «Это (наверное) один раз в году». Я возразил: «Напротив, это каждую пятницу». (Абу Хурайра) продолжил: «Он почитал Тору и сказал: «Посланник Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям) сказал верно». Абу Хурайра сказал: Затем я встретил Абдуллаха ибн Саляма и рассказал ему о моей беседе с Кя‘бом аль-Ахбаром и о том, что я рассказывал тому про пятницу. Абдуллах ибн Салям сказал: «Я узнал, что это за час. Это последний час пятницы». Абу Хурайра возразил: «Как же это может быть последним часом пятницы, ведь посланник Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «такой час, что если раб мусульманин застанет его молящимся», а известно, что в это время намаз не делается». Тогда Абдуллах ибн Салям сказал: «А разве посланник Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям) не говорил: «Кто сядет в каком-либо месте ожидая намаза, то он считается в намазе вплоть до того времени пока не совершит его». Абу Хурайра ответил: «Да (он так говорил)». Ибн Салям сказал: «Вот это оно и есть».
Передается с цепочкой от Абдуллаха ибн Умара, что посланник Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «Когда кто-то из вас, собирается пойти на Пятничный намаз, пусть помоется (полным омовением)».
Передается с цепочкой от Сальмана аль-Фариси, что посланник Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «Не бывает такого, чтобы человек в пятничный день помылся, почистился насколько может, умастился ароматным маслом, или надушился ароматом, какой есть дома, затем вышел и не рассекал бы между двумя, затем сделал бы намаз насколько предписал ему Аллах, а когда имам заговорит молчал, и чтобы за это не простилось ему все грехи, что были от этой до другой пятницы».
Передается с цепочкой от Абу Саида и Абу Хурайры, что посланник Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «Если человек в пятничный день помоется, будет поступать по сунне, если есть надушится благовониями, наденет лучшую одежду, а затем выйдет, и придя в масджид, не станет рассекать ряды людей, сделает намаз насколько этого для него пожелал Аллах, затем когда выйдет имам, будет молчать, то это будет для него искуплением для того, что было (из грехов и упущений) на протяжении недели от этой пятницы до прошлой». Абу Хурайра добавил: «И еще плюс три дня (к семи) потому, что Всевышний Аллах говорит: «Кто придет с добрым делом, то ему (награда) - десять подобных ему» - (6/160)».
Передается с цепочкой от Авса ибн Авса ас-Сакафи, что посланник Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям) говорил: «Кто хорошенько помоет (голову) и сам помоется (весь), отправится утром (в масджид) и успеет на начало хутбы, будет поближе к имаму и будет слушать, и не будет заниматься пустым, то за каждый шаг будет дана награда как за годичный пост и къиям (стояние в намазе)»
Передается с цепочкой от Абу Хурайры, что посланник Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «Когда наступает день пятницы над каждой из дверей масджида становятся ангелы, который записывают людей согласно их степеням, один за другим. Когда имам выходит, свитки сворачиваются (запись прекращается) и начинают слушать проповедь. Пришедший на пятничный намаз рано, подобен (по награде) тому, кто принес в жертву верблюда; пришедший после него подобен тому, кто принес в жертву корову; пришедший после него подобен тому, кто принес в жертву овцу (или козу); пришедший после него подобен тому, кто принес в жертву барана; и так далее пока посланник Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям) не упомянул курицу и яйцо».
10) «А когда завершится намаз, то расходитесь по земле, и ищите из милости Аллаха. И поминайте Аллаха часто, быть может вы преуспеете».
Слова Аллаха, Могуч Он и Велик:
«А когда завершится намаз, то расходитесь по земле» - т.е. когда закончится намаз, расходитесь по земле для торговли и занятия своими делами и нуждами.
«и ищите из милости Аллаха» - т.е. (из) пропитания и надела. Это приказ (не обязывающий, но) разрешающий с предоставлением свободы действия. Как например в аяте:
«Когда же вы освободитесь от ихрама (в хаджже), то охотьтесь (т.е. можете охотиться)» - (5/2).
Ибн Аббас сказал: «Если хочешь, то выходи; хочешь – сиди, а хочешь – молись до самого асра».
Также было сказано: «Расходитесь не в поисках мирского, но для того, чтобы навестить больного, присутствовать в на похоронах, посетить брата ради Аллаха».
Хасан Саид ибн Джубайр и Макхуль сказали: ««и ищите из милости Аллаха» означает поиск знаний».
«И поминайте Аллаха часто, быть может вы преуспеете».
11) «А когда они завидели торговлю, или забаву, то разбежались к ней, и оставили тебя стоящим. Скажи: То, что у Аллаха, лучше, чем забава и чем торговля. Ведь Аллах - лучший из дающий удел!»
Слова Аллаха, Могуч Он и Велик:
«А когда они завидели торговлю, или забаву, то разбежались к ней, и оставили тебя стоящим»
Передается с цепочкой от Джабира, как он сказал: «В пятничный день, в то время как мы были с пророком (Салляллаху алейхи уа саллям), пришел (торговый) караван. Все люди пришли в волнение (и разбежались), за исключением двенадцати человек. Тогда Аллах низвел (аят) «А когда они завидели торговлю, или забаву, то разбежались к ней»».
Этот хадис приводят в доказательство те, кто считает достаточным для пятничного намаза наличия двенадцати человек. Но это не может считаться доводом на такое количество. Ведь из хадиса не ясно, завершил ли посланник Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям) пятничный намаз с оставшимися людьми, (или нет).
Ибн Аббас по преданию от Кяльби сказал: «Осталась только группа из восьми человек».
Хасан и Абу Малик сказали: «Жителей Медины охватил голод и дороговизна. И тут, как раз в то время, когда пророк (Салляллаху алейхи уа саллям) проводил пятничную проповедь, из земель Шама приехал Дихья ибн Халифа, чтобы продавать (растительное) масло. Когда они завидели его, то из опасения, что их опередят, они подбежали к нему, когда тот был еще у Бакъи‘. С посланником Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям) же осталась небольшая группа, среди которых был Абу Бакр и Умар. Тогда был низведен аят, после чего посланник Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «Клянусь Тем, в чьей руке душа Мухаммада, если бы вы (все) последовали друг за другом так, что не осталось бы никого из вас, то Аллах затопил бы вас огнем в этой долине».
Мукатиль сказал: «Как-то в один пятничный день, когда посланник Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям) проводил проповедь, из Шама прибыл торговать Дихья ибн Халифа аль-Кяльби. Когда он приходил, ни одна служанка не упускала возможности прийти к нему, ведь всякий раз как он прибывал, привозил все необходимые товары, такие как мука, пшеница и другое. Он останавливался в одной из (торговых) точек Мединского рынка “Ахджар аз-Зайт” и бил в барабан, чтобы сообщить людям о своем прибытии, после чего люди стекались к нему за покупками. И вот в один пятничный день, еще до принятия им Ислама, он прибыл (для торговли) как раз в то время, когда посланник Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям), стоя на возвышении, проводил (пятничную) проповедь. Люди вышли к Дихье, и в масджиде не осталось никого, кроме двенадцати мужчин и одной женщины. Посланник Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям) спросил: «Сколько (людей) осталось в масджиде?». Ему ответили: «Двенадцать мужчин и одна женщина», на что он сказал: «Если бы не эти люди, то тех (остальных) поразили бы камни с неба». И тогда Аллах низвел этот аят».
Под забавой (упомянутой в аяте) подразумевается барабан. Также было сказано: «Когда в Медину приходил караван, мединцы встречали его барабанным боем и хлопаньем в ладоши».
Местоимение («ней») в словах Аллаха «разбежались к ней» относится торговле поскольку оно главное (из пары: торговля и забава).
Алькама передал, что когда Абдуллаха ибн Умара спросили: «Как пророк (Салляллаху алейхи уа саллям) проводил проповедь: сидя или стоя?», он ответил: «Разве ты не читаешь (слова в аяте) «и оставили тебя стоящим»?».
Передается с цепочкой со слов Джабира ибн Абдуллаха: «Пророк (Салляллаху алейхи уа саллям) проводил в пятничный день две проповеди, разделяя их одним сидением».
Передается с цепочкой, что Джабир ибн Самура сказал: «Пророк (Салляллаху алейхи уа саллям) садился между двумя проповедями и читал в них Коран и напоминал людям (заветы Аллаха)».
С той же цепочкой передается, что Джабир ибн Самура сказал: «Я совершал (пятничный) намаз с посланником Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям). И намаз и проповедь он проводил намеренно (исполняя предписание шариата)».
Проповедь является обязательным элементом пятничного намаза. Обе проповеди нужно проводить стоя. Для того, чтобы обращение могло называться проповедью, оно, как минимум, должно содержать в себе вознесение славы Аллаху, молитву саляват за пророка (Салляллаху алейхи уа саллям) и наказ бояться Аллаха. Все эти три вещи являются обязательными для обеих проповедей. Кроме того, в первой проповеди обязательно должен быть прочитан (по крайней мере) аят из Корана, а во второй – молитва за верующих. Если хотя бы один из этих пяти элементов будет отсутствовать, то по мнению имама Шафи‘и пятничный намаз не будет считаться действительным. Имам Абу Ханифа же (р.а.) придерживается того, что (для действительности проповеди) достаточно произнести одну фразу, содержащую тасбих (отведение от Аллаха неподобающего), или одну фразу восславления или одну фразу возвеличивания. Но (по нашему мнению) такое количество недостаточно для того, чтобы речь могла называться проповедью, а имаму приказано выступить именно с проповедью (а не с одной фразой).
Передается с цепочкой от Убайдуллаха ибн аби Рафи‘, что Марван оставил в Медине вместо себя Абу Хурайру, который провел для Мединцев пятничный намаз, в первом ракяте которого прочитал суру Пятница, а во втором суру «Когда приходят к тебе двуличные» (сура Двуличные). Убайдуллах продолжил: Когда он закончил, я подошел к нему и сказал: «Ты прочел две суры, которые я слышал от Али ибн аби Талиба, как он читал их обе в намазе (Это наверное не просто так?)». Абу Хурайра сказал: «(Так ведь) я слышал, как их читал пророк (Салляллаху алейхи уа саллям)».
Передается с цепочкой от Убайдуллаха ибн Абдуллаха ибн Утбы, что Даххак ибн Къайс спросил Ан-Ну‘мана ибн Башира: «Что читал посланник Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям) в пятницу вслед за сурой «Пятница»?». Тот ответил: «Он читал «Дошло ли до тебя сообщение о Покрывающем» - (88)».
Передается с цепочкой, что Ну‘ман ибн Башир сказал: «Пророк (Салляллаху алейхи уа саллям) читал в обоих праздничных намазах, а также в пятничном намазе суру «Превозноси имя твоего Величайшего Господа» - (87) и суру ««Дошло ли до тебя сообщение о Покрывающем» - (88). Бывало так, что оба этих события (пятница и один из праздников) приходились на один день и тогда он читал обе эти суры».
Есть пять условий действительности пятничного намаза: 1) Время – время обеденного намаза, которое длится от момента вхождения солнца в точку зенита до начала времени послеобеденного намаза (аср). 2) Число (людей в джамаате). 3) Наличие имама. 4) Проповедь. 5) Место совершения (пятничного намаза). Если отсутствует хотя бы одно из этих пяти условий, то (вместо пятничного намаза) становится обязательным совершать обеденный намаз.
Имаму не разрешается начинать проповедь пока не наберется необходимое минимальное число джамаата. По мнению имама Шафи‘и это сорок человек. Если после того, как наберется необходимое количество, имам проведет проповедь, а затем до начала намаза люди разойдутся или до необходимого числа не будет хватать (хотя бы) одного человека, то имам не может совершать с ними пятничный намаз. Ему следует сделать обычный обеденный намаз.
Если же джамаат разойдется уже после того, как имам начал намаз, то по наиболее верному мнению шафиитского мазхаба, число в сорок человек является условием на протяжении всего намаза до самого его конца. Это подобно тому, как наличие остатка времени (для совершения пятничного намаза) является условием действительности до самого конца намаза. Поэтому если один из сорока человек покинет намаз до того, как имам даст завершающий салям, остальным нужно будет совершить четыре ракята (в качестве обеденного намаза). Есть (в шафиитском мазхабе) и другое мнение: если (на протяжении намаза) оставалось (хотя бы) двенадцать человек, то имам может завершить пятничный намаз (полноценным образом). Также было сказано, что можно завершить пятничный намаз даже если с имамом остался всего один человек. По мнению же имама Музани если имам успел полноценно совершить целый ракят, то он может завершить пятничный намаз даже если (во втором ракяте) он останется один. Но если недостаток в числе произойдет в первом ракяте, то имам делает уже четыре ракята (обеденного намаза) даже если недостаток был только в одном человеке. Точно также подходит к этому вопросу и имам Абу Ханифа, но только в рамках своего минимально необходимого числа, которое он поставил условием действительности (три человека). Это подобно положению опоздавшего на первый ракят человека, который успел на один ракят пятничного намаза с имамом. Такой человек, после того, как имам даст салям, завершает (остаток) своего намаза как пятничный. Если же он успел на часть намаза меньшую, чем один ракят, то он завершает свой намаз в четыре ракята (как обеденный).
Слова Аллаха, Могуч Он и Велик:
«Скажи: То, что у Аллаха, лучше, чем забава и чем торговля» - та награда, что дает Аллах за намаз и неотлучное нахождение вместе с пророком (Салляллаху алейхи уа саллям) (во время намаза), лучше, чем забава и чем торговля.
«Ведь Аллах - лучший из дающий удел!» - Потому, что это только Он создает уделы. Следовательно лишь у Него просите и лишь у Него ищите (удела). Ведь Его бытие никогда не прекращается и поскольку Он является наищедрейшим из щедрейших, Он не оставляет в безнадежности тех, кто Его просит.



Теги:
 
Share this topic...
In a forum
(BBCode)
In a site/blog
(HTML)


Powered by EzPortal