Автор Тема: Тафсир Багави 63. Сура АЛЬ-МУНАФИКУН ЛИЦЕМЕРЫ  (Прочитано 734 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн РабАллаха

  • Moderator
  • Full Member
  • *****
  • Сообщений: 237
  • Свидетельства о нем: +10/-0
    • E-mail
Еще никто не оценил!
Сура «Аль-Мунафикун» - Двуличные.
Мединская Сура. Состоит из 11 аятов.
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ
С именем Аллаха, Всемилостивого, Милостивого.
1) «Когда приходят к тебе двуличные, они говорят: «Свидетельствуем, что  ты действительно посланник Аллаха». Аллах знает, что ты действительно Его посланник, но Аллах свидетельствует, что эти двуличные, конечно же, лжецы».
«Когда приходят к тебе двуличные» - то есть Абдуллах ибн Салюль и его товарищи.
«они говорят: «Свидетельствуем, что  ты действительно посланник Аллаха». Аллах знает, что ты действительно Его посланник, но Аллах свидетельствует, что эти двуличные, конечно же, лжецы» - потому, что в сердцах они скрывают противоположное тому, что выявляют наружу.
2) «Они взяли свои клятвы щитом и сворачивают с пути Аллаха. Поистине - скверно то, что они делают»
«Они взяли свои клятвы щитом» - защитой, оградой.
«и сворачивают с пути Аллаха» - удерживают людей от джихада и веры в Мухаммада (Салляллаху алейхи уа саллям).
«Поистине - скверно то, что они делают».
3) «Это потому, что они уверовали, а затем отвергли. В итоге их сердца запечатались, и теперь они не понимают».
«Это потому, что они уверовали» - признали языком, когда видят верующих.
«а затем отвергли» - когда остались наедине с многобожниками.
«В итоге их сердца запечатались» - неверием.
«и теперь они не понимают» - веру.
4) «А когда ты видишь их, тебя впечатляет их стать, а если они говорят, ты внимаешь их словам. Словно они - чурбаны прислоненные. Всякий шум они принимают в свой адрес. Они враги, берегись же их. Да поразит их Аллах, до чего же они отвращены».
«А когда ты видишь их, тебя впечатляет их стать» - то есть то, что у них представительная, видная внешность.
«а если они говорят, ты внимаешь их словам» - и полагаешь, что они правдивы.
Абдуллах ибн Аббас сказал: «Абдуллах ибн Убайй был человеком статным, красноречивым, бойким на язык. Поэтому, когда он говорил, пророк (Салляллаху алейхи уа саллям) внимал его словам».
«Словно они - чурбаны прислоненные» - бездушные формы, бесчувственные фигуры.
Абу Амр и Кисаи прочли  в виде «Хушбун» (чурбаны) с сукуном буквы «Шин». Остальные прочли с даммой «Шина» (в виде «Хушубун»).
«прислоненные» - наклонно приставленные к стене. Так например, когда я приставлю наклонно какую-нибудь вещь, то говорю: «Я прислонил эту вещь». Удвоение служит для приумножения. Выражение «Прислоненные» использовано для того, чтобы указать, что это не плодоносящие стволы деревьев, а (безжизненные) бревна, прислоненные к стене.
«Всякий шум они принимают в свой адрес» - то есть из-за своей трусости и скверномыслия какой бы звук они не услышали в войске, например, возглас глашатая, или (предупреждение о том, что) развязалось животное, или извещение о пропаже, они сразу думают, что это касается их; из-за страха в своих сердцах они думают, что это идут за ними.
Так же было сказано: «Это потому, что они в постоянном страхе от того, что Аллах низведет о них повелением (изобличающее их), тем самым сорвет с них завесу и лишит их неприкосновенности их жизней».
Затем Аллах сказал:
«Они враги» - это подлежащее, а сказуемое:
«берегись же их» - и не доверяй им.
«Да поразит их Аллах» - да проклянет их Аллах.
«до чего же они отвращены» - отворачиваются от истины.
5) «Когда им говорят: «Идемте, посланник Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям) попросит за вас прощения», они воротят головы и ты видишь, как они надменно отворачиваются».
«Когда им говорят: «Идемте, посланник Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям) попросит за вас прощения», они воротят головы» - то есть склоняют (головы) и отворачивают лица, отказываясь от испрашивания прощения.
Нафиʿ и Якуб прочли слово «воротят» без удвоения в виде «Лявав». Остальные же прочли с удвоением (в виде «ляввав» придав этим самым смысл многократности), подразумевая, что они сделали это несколько раз.
«и ты видишь, как они отворачиваются» - отвращаются от того, к чему их призывают.
«надменно» -  считают ниже своего достоинства, чтобы посланник Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям) просил за них прощения.
6) «Попросил ли ты за них прощения, или не просил за них прощения - для них это ничего не изменит. Никогда их Аллах не простит. Ведь Аллах не ведет прямым путем распутников».
«Попросил ли ты за них прощения» - О Мухаммад.
«или не просил за них прощения - для них это ничего не изменит. Никогда их Аллах не простит. Ведь Аллах не ведет прямым путем распутников».
Мухаммад ибн Исхак и другие специалисты по истории передают:
До посланника Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям) дошла весть о том, что племя Бану Мусталик под предводительством Аль-Хариса ибн абу Дъирара, отца Джувайрии, супруги пророка (Салляллаху алейхи уа саллям), собирается для того, чтобы сразиться ним. Когда посланник Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям) услышал это про них, он вышел к ним (чтобы нанести превентивный удар) и перехватил их у одного из их водоемов под названием Мурайсиʿ в стороне Кудайда по направлению к побережью. Там они стали наступать друг на друга и сразились. Аллах даровал посланнику Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям) победу над племенем Бану Мусталик. Какая-та часть из них была убита, а их сыновья, женщины и имущества были переданы посланнику Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям) в качестве военной добычи, которую Аллах даровал ему.
Пока люди были у того водоема, тут прибыла еще группа людей. Вместе с Умаром был его наемный работник из рода Бану Гъифар по имени Джахджах ибн Саид аль-Гъифари, в обязанности которого входило водить для Умара его лошадь. Джахджах и Синан ибн Вабра аль-Джухани союзник рода Бану Авф ибн аль-Хазрадж не поделили места у той воды и начали биться друг с другом. Джухани закричал: «Эй общество ансарцев!». Аль-Гъифари же крикнул: «Эй общество мухаджиров!». Один бедняк из числа мухаджиров по имени Джиаль помог Джахджаху аль-Гъифари. Абдуллах ибн Убайй ибн Салюль, рядом с которым была группа его соплеменников, включая одного молодого юношу Зайда ибн Аркама, разгневался (на это) и сказал: «Они сделали это? Они на нашей же земле враждуют с нами и одолевают нас количеством. Клянусь Аллахом, наше с ними положение стало похоже на то, как про это говорится в одной поговорке: «Вскорми своего пса, чтобы он сожрал тебя». Но клянусь Аллахом, если мы вернемся в Медину, то достойнейший из нас выгонит из нее нижайшего». Под достойнейшим он подразумевал себя, а под нижайшим посланника Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям) . Затем он обратился к своим соплеменникам, что были рядом и сказал: «Вы сами довели до этого. Разрешили им пользоваться вашей землей, поделили с ними ваше имущество. Если вы перестанете давать Джиалю и его хозяевам остатки вашей еды, то они слезут с ваших шей и перейдут в другие земли. Так, что не расходуйте на них ничего, чтобы они разбежались от Мухаммада». Тогда Зейд ибн Аркам воскликнул: «Клянусь Аллахом, это ты нижайший, ничтожный, презираемый своим племенем человек. Мухаммад же (Салляллаху алейхи уа саллям) наделен достоинством от Всемилостивого, Могуч Он и Велик, любим всеми мусульманами». Абдуллах ибн Убайй сказал: «Замолчи, я ведь только пошутил».
(Передатчик) продолжил: После того, как посланник Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям) закончил дела с противником, Зайд ибн Аркам пошел к нему и сообщил об произошедшем. Рядом с посланником Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям) был Умар ибн аль-Хаттаб (р.а.), который сказал: «О посланник Аллаха, дай я снесу ему голову», на что тот ответил: «Как, о Умар? Ведь тогда люди начнут судачить, что Мухаммад убивает своих товарищей.  А сейчас, лучше объяви о том, что нужно выдвигаться в путь». Хотя это происходило не в то время, в какое обычно выдвигался посланник Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям). Люди вышли в путь и посланник Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям) послал за Абдуллахом ибн Убаййем. Когда тот пришел к нему, посланник Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям) спросил его: «Тебе ли принадлежат эти слова, что дошли до меня?». Абдуллах ответил: «Клянусь Тем, кто послал тебя с Писанием, ничего из этого я не говорил, а Зайд лжет». Абдуллах пользовался большим почетом и авторитетом в своем племени, поэтому присутствующие там его товарищи ансарцы сказали: «О посланник Аллаха, быть может, этот юноша неверно понял его слова и не сохранил в памяти его речь». Тогда посланник Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям) принял оправдания Абдуллаха, а на Зайда со стороны ансарцев посыпались упреки и опровержения. Его дядя сказал ему: «Что побуждает тебя идти к тому, чтобы тебя обвинял во лжи посланник Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям), ведь все люди злятся на тебя и говорят: «Абдуллах наш авторитет и глава. Слова какого-то ансарского юноши против него не идут в счет». Прежде Зайд сопровождал пророка (Салляллаху алейхи уа саллям), но после этого стеснялся приблизиться к пророку (Салляллаху алейхи уа саллям).
Когда посланник Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям) освободился и двинулся в путь, его встретил Усайд ибн Худайр. Тот поприветствовал его подобающим пророку приветствием и пожелал мира, после чего сказал: «О посланник Аллаха, ты вышел в путь в необычное для тебя время». Посланник Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям) ответил: «Разве до тебя не дошло, что сказал ваш товарищ Абдуллах ибн Убайй?». Тот спросил: «И что он сказал?». Пророк (Салляллаху алейхи уа саллям) ответил: «Он сказал, что если вернется в Медину, то достойнейший изгонит нижайшего». Тогда Усайд воскликнул: «Но ведь ты, клянусь Аллахом, о посланник Аллаха, изгонишь его если пожелаешь. Он, клянусь Аллахом, нижайший, а ты — достойнейший». Затем он добавил: «О посланник Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям), будь с ним мягче, ведь клянусь Аллахом, когда Аллах привел тебя, его племя готовило для него драгоценные камни, чтобы короновать его. Поэтому он считает, что ты отнял у него власть».
Когда до Абдуллаха сына Абдуллаха ибн Убаййя дошло то, что произошло с его отцом, он пришел к посланнику Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям) и сказал: «Мне сказали, что ты хочешь убить Абдуллаха ибн Убаййя из-за его слов, что дошли до тебя. Если ты собираешься это делать, то прикажи это мне, и я принесу тебе его голову. Потому, что клянусь Аллахом, хазраджиты знают, что нет в племени человека, который добрее относился бы к своим родителям, чем я. Вот я и боюсь, что если ты прикажешь сделать это кому-нибудь другому, помимо меня, и он убьет моего отца, то мой нафс не даст мне спокойно смотреть, как убийца Абдуллаха ибн Убаййя свободно разгуливает среди людей, и я убью его. Но тогда я убью верующего за неверного и войду в ад». Посланник Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям) ответил: «Нет, мы будем мягки к нему, и пока он с нами, будем хорошо обращаться с ним».
(Передатчик) продолжил: «Посланник Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям) шел весь день до самого вечера, а затем всю ночь до утра, а затем вышел еще днем до тех пор пока солнце не начало мучительно палить людей. Затем он остановился с людьми, и только они касались до земли, как сразу погружались в сон. Посланник Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям) делал это для того, чтобы отвлечь людей от вчерашнего происшествия со словами Абдуллаха ибн Убаййя. После полудня он продолжил движение с людьми пока они не остановились у водоема Накъ‘а, что возле Фувайк ан-Накъи‘ у Хиджаза.
Тут поднялся настолько сильный ветер, что начал причинять страдания людям и они начали волноваться. Ко всему еще пропала верблюдица пророка (Салляллаху алейхи уа саллям), а это было ночью. Тогда посланник Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «Не бойтесь, ветер поднялся из-за смерти одного из самых главных неверных, который умер в Медине». Его спросили: «Кто это?». Он ответил: «Рифа‘а ибн Зайд ибн ат-Табут». Один из двуличных сказал: «Как он может утверждать, что ведает сокровенное, если не знает место своей верблюдицы. Разве тот, кто приносит ему откровение, не сообщит ему об этом?». Тут пришел Джибриль и сообщил ему о словах двуличного и о местонахождении верблюдицы. Посланник Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям) сообщил об этом своим сподвижникам и сказал: «Я не утверждаю, что ведаю сокровенное, и оно действительно не в моем ведении. Но просто Аллах сообщил мне о словах двуличного и о местонахождении моей верблюдицы. Она в ущелье. Ее поводья зацепились за дерево». Люди вышли, направляясь в сторону ущелья, и увидели ее в том месте, про которое он говорил. Они привели ее из того ущелья и тот двуличный уверовал. А когда они прибыли в Медину, то обнаружили, что в тот день умер Рифа‘а ибн Зайд ибн ат-Табут. Это был глава иудеев, прибежище двуличных.
Когда посланник Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям) пришел в Медину, (произошло то, что) рассказывает Зайд ибн Аркам: Из-за стыда и печали я сидел дома, и вот Аллах низводит суру «Двуличные», где подтверждает Зайда и опровергает Абдуллаха ибн Убаййя. Когда была низведена эта сура посланник Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям) взялся за ухо Зайда и сказал: «О Зайд! Ведь Аллах подтвердил тебя и заступился за твое ухо».
Тем временем Абдуллах ибн Убайй приблизился к Медине. Когда он хотел войти в нее, к нему подошел его сын Абдуллах ибн Абдуллах и спешился с верблюдицы в месте соединения дорог Медины. Только Абдуллах ибн Убайй хотел войти, как его сын воскликнул: «Назад». Тот спросил: «Горе тебе, что с тобой?». Абдуллах ответил: «Нет, клянусь Аллахом, ты не войдешь в Медину никогда, кроме как с разрешения посланника Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям). Ты сегодня узнаешь, кто (из вас) достойнейший, а кто нижайший».
Абдуллах пожаловался посланнику Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям) на то поступок своего сына, и посланник Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям) послал (к его сыну), чтобы тот дал ему войти. Тогда Абдуллах ибн Абдуллах сказал: «Вот теперь, когда пришло повеление посланника Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям), тогда да (можешь входить)». Тот вошел, но прошло и немного времени, как он заболел и умер.
Сказали: Когда ниспустился аят и ложь Абдуллаха ибн Убайя стала явной, ему сказали: «О Абу Хаббаб, Относительно тебя низведены суровые аяты. Пойди к посланнику Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям), пусть он попросит за тебя прощения». Тот покачал головой и ответил: «Вы приказали мне уверовать, и я уверовал. Затем вы приказали мне выплатить закят с моего имущества, и я выплатил. Теперь мне осталось только сделать саджду Мухаммаду (Салляллаху алейхи уа саллям)». Тогда Всевышний Аллах низвел аят: «Когда им говорят: «Идемте, посланник Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям) попросит за вас прощения», они воротят головы».
Затем было низведено следующее:
7) «Они - те самые, кто говорит: «Не расходуйте на тех, кто рядом с посланником Аллаха, чтобы они разбежались». Аллаху ведь принадлежат сокровищницы небес и земли, но двуличные не понимают».
«Они - те самые, кто говорит: «Не расходуйте на тех, кто рядом с посланником Аллаха, чтобы они разбежались»» - разошлись.
«Аллаху ведь принадлежат сокровищницы небес и земли» - Поэтому никто не может дать что-либо другому, кроме как с соизволения Аллаха и никто не сможет удержать что-либо кроме как по Его воле.
«но двуличные не понимают» - что когда Аллах пожелает что-либо, его повеление состоит только в том, Он говорит «Будь», и оно так и происходит.
8) «Говорят: «Как только мы вернемся в Медину, то достойнейший сразу изгонит из нее нижайшего». Но ведь Аллаху принадлежит достоинство и величие, а также и Его пророку, и верующим. Вот только двуличные не знают».
«Говорят: «Как только мы вернемся в Медину»» - с похода на Бану Мусталик.
««то достойнейший сразу изгонит из нее нижайшего». Но ведь Аллаху принадлежит достоинство и величие, а также и Его пророку, и верующим» - Величие Аллаха в том, что Он покоряет себе всех, кто помимо Него. Величие Его посланника в том, что Аллах возвышает религию посланника над всеми другими религиями. А величие верующих в том, что Аллах помогает верующим против их врагов.
«Вот только двуличные не знают» - этого, а даже если и знают, то не повторяют этих слов.
Слова Аллаха, Могуч Он и Велик:
9) «О вы, которые уверовали, пусть ни ваше имущество, ни ваши дети не отвлекут вас от поминания Аллаха. А кто сделает это – те, потерпевшие убыток».
«О вы, которые уверовали, пусть ни ваше имущество, ни ваши дети не отвлекут вас» - не заставят вас отвлечься.
«от поминания Аллаха» - толкователи сказали: «т.е. от пятикратного намаза». Это аналог аята: «Ни торговля, ни купля-продажа не отвлекает их от поминания Аллаха» - (24/37)
«А кто сделает это» - т.е. тот, кого отвлекли от поминания Аллаха его имущество и его ребенок.
«те, потерпевшие убыток».
10) «И расходуйте из того, чем Мы вас наделили, до того, как к кому-нибудь из вас придет смерть, и он скажет: «Господи! Не дал бы ты мне отсрочку на короткое время, и я стал бы раздавать милостыню и стал бы одним из праведных»»
«И расходуйте из того, чем Мы вас наделили» - Ибн Аббас сказал: «Речь идет о закяте (очистительной подати) с имущества.
«До того, как к кому-то из вас придет смерть, и он» - прося возвращения обратно.
«скажет: «Господи! Не дал бы ты мне отсрочку»» - не дашь ли ты мне отсрочку, не предоставишь ли ты мне время.
Так же было сказано, что частица отрицания «Не» здесь для связки (не дает эффекта отрицания) и тогда речь будет иметь смысл желания (а не просьбы как при первом толковании), т.е. будет значить: «О если бы ты мне дал отсрочку».
«и я стал бы раздавать милостыню» - очищая тем свое имущество. Здесь глагол «фа-ассъаддаккъа» означает «фа-атасъаддаккъа» (и я стал бы раздавать милостыню).
«и стал бы одним из праведных» - т.е. одним из верующих. В таком же смысле глагол «быть праведным» употребляется в следующем аяте: «и теми из их отцов, кто был праведным (т.е. верующим)» - (13/23). Это мнение Мукатиля и группы толкователей. Они сказали, что этот аят ниспослан по поводу двуличных (поэтому они и захотят быть верующими).
Также было сказано, что аят ниспустился по поводу верующих, и тогда под праведностью будет подразумеваться совершение хаджжа. Как и передали Даххак и Атъийя от ибн Аббаса, как он сказал: «Нет такого умершего, кто до смерти имел имущество, за которое не выплатил закят, или имел возможность совершить хаджж, но не совершил его, и чтобы он не попросил во время смерти возврата», а затем прочел этот аят, сказав: «и стал бы одним из праведных».
Абу Амр прочел глагол «и стал» в виде «ва Акууна с «Вав»ом (внутри глагола) в родительном падеже (с фатхой) на «Нун»е. Фатха над Нуном вызвана тем, что этот глагол является следствием сослагательной конструкции, и кроме того подстраивается под (конечную фатху) в глаголе «Фа-ассъаддакъа». Абу Амр говорит, что в самом томике Корана «Вав»а (в глаголе акууну) нет по причине сокращения (формы глагола на письме).
Остальные же прочли (без вава) с сукуном над Нуном в виде «Ва Акун». Опять же глагол в данном случае подстраивается под глагол «Фа-ассъаддакъа», но под его форму без союза «Фа». Потому, что, если бы не было союза «Фа», тогда глагол был бы с сукуном (в виде «ассъаддакъ») как следствие условной конструкции: «Ин аххъартани ассъаддакъ ва акун» (Если ты предоставишь мне отсрочку, то я стану раздавать милостыню и стану …). А также потому, что в самом томике Корана глагол «Акун» написан без Вава.
11) «Но никогда Аллах не даст отсрочки душе, когда подошел ее срок. Ведь Аллах сведущий о том, что вы делаете».
Абу Бакр прочел последний глагол с буквой «Йа» (в виде «йа‘малююн» - они делают). Остальные же прочли с буквой «Та» (в виде «та‘малююн» - вы делаете).
Всевышний и Превеликий от недостатков Аллах лучше знает, что здесь подразумевается и лучше знает тайны сокрытые к Его книге.



Теги:
 
Share this topic...
In a forum
(BBCode)
In a site/blog
(HTML)


Powered by EzPortal