Автор Тема: Тафсир Багави 87. Сура АЛЬ-АЛАА ВСЕВЫШНИЙ  (Прочитано 36 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн РабАллаха

  • Moderator
  • Full Member
  • *****
  • Сообщений: 237
  • Свидетельства о нем: +10/-0
    • E-mail
Еще никто не оценил!
Сура «аль-Аъля» - «Высочайший»
Мекканская Сура. Состоит из 19 аятов
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ
С именем Аллаха, Всемилостивого, Милостивого.
1) «Преочищай имя Господа твоего Высочайшего (от того, что не подобает Ему)» - т.е. говори: «Субхаана раббия аль-а‛ляя» (Пречист мой Высочайший Господь от того, что не подобает Его величию). Это мнение группы сахабов и табиина.
Передается с цепочкой, что Саид ибн Джубайр передал со слов Ибн Аббаса, что пророк (Салляллаху алейхи уа саллям) прочитав аят «Преочищай имя Господа твоего Высочайшего», сказал: «Пречист мой Высочайший Господь».
Некоторые сказали: «Смысл аята: «Преочищай (в своем представлении и мыслях) твоего Высочайшего Господа от того, что приписывают Ему неверные, искажающие его качества». Таким образом они посчитали слово «имя» дополнительной (необязательной) связкой. На это мнение опираются те, кто считает «название» и «называемое» одним и тем же. Ведь никто не говорит: «Пречисто имя моего Высочайшего Господа» или «Пречисто имя нашего Господа», наоборот, говорят: «Пречист Аллах (от неподобающего Ему)» или «Пречист наш Господь». Т.е. выражение «Преочищай имя Господа твоего Высочайшего» означает «Преочищай Господа твоего».
Другие сказали: «Очищай (улучшай процесс) поминания имени твоего Господа посредством того, что поминая Его, ты будешь возвеличивать Его, относится с должным почтением к поминанию Его, повинуясь его приказам. Т.е. слово «имя» они истолковали как «поминание имени».
Ибн Аббас сказал: «Преочищай т.е. молись по приказу твоего Высочайшего Господа».
2) «который сотворил и соразмерил» - Кяльби сказал: сотворил все одушевленные существа и соразмерил (им) две руки, две ноги и два глаза.
Заджжадж сказал: «Сотворил человека соразмерным, гармоничным».
Слово «Савваа» (соразмерил) означает «выравнял его фигуру».
3) «и который определил и направил» - Кисаи прочел слово «определил» без удвоения в виде «къадара», остальные же прочли с удвоением в виде «къаддара». Оба варианта имеют один смысл.
Муджахид сказал: «Указал человеку путь добра и зла, счастья и несчастья (рассказал о том, что ведет к счастью, а что к несчастью). А скоту же указал где ему пастись».
Мукатиль и Кяльби сказали: «Определил для каждой вещи его образ действия (установил для него функцию) и направил т.е. обучил самца подходить (для совокупления) к самке».
Также было сказано: «(Пред)определил удел и пропитание а затем направил (творения) зарабатывать этот удел и средства пропитания».
Также было сказано: «В каждой вещи сотворил какие-то пользы, а затем указал человеку как извлекать эти пользы из этих вещей.
Судди сказал: «Определил срок нахождения зародыша в матке, а затем направил его к выходу из матки».
Васитъи сказал: «Предопределил для них счастье и несчастье, а затем для каждой группы облегчил ее продвижение к тому, что ей предопределено».
4) «и который произвел пастбище» - взрастил траву и все растения зеленого, желтого, красного и белого цвета, на которых пасется скот.
5) «а потом превратил его в сор почерневший»
«а потом превратил его» - после того, как он был зеленым. «в сор» - истлевшие остатки сухой травы, наподобие сора, который можно видеть поверх ручьев. «почерневший» - потемневший после того, как был зеленым. Здесь описывается тот факт, что когда свежая трава увядает и вянет, становится черной.
6) «Мы дадим тебе прочесть, и ты не забудешь»
«Мы дадим тебе прочесть» - Мы обучим тебя посредством чтения Джибриля тебе. «и ты не забудешь».
7) «кроме того, что пожелает Аллах. Ведь Он знает явное и то, что сокрыто»
«кроме того, что пожелает Аллах» - чтобы ты забыл и кроме того из Корана, чтение чего Аллах отменил. Как и сказал Аллах: «Всякий раз, когда мы отменяем аят или заставляем его забыть …» - (2/106). Заставление забыть это один из видов отмены.
Муджахид и Кяльби сказали: «Когда Джибриль низводил пророку (Салляллаху алейхи уа саллям) аяты, то не успевал окончить конец аята, как посланник Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям) уже начинал повторять его начало из страха его позабыть. Тогда Аллах низвел аят «Мы дадим тебе прочесть, и ты не забудешь». С тех пор он ничего не забывал (из Корана, кроме как специально по воле Аллаха).
«Ведь Он знает явное» - из слов и дел. «и то, что сокрыто» из них.
В аяте говорится, что Аллах знает, как тайное, так и открытое.
8) «Мы облегчим тебе путь к легчайшему» - Мукатиль сказал: «Мы упростим для тебя деяния людей рая».
То же самое по смыслу сказал Ибн Аббас: «Мы облегчим тебе, чтобы ты совершал праведные деяния. «Легчайшее» означает праведное деяние».
Также было сказано: «Мы наставим тебя на легчайший шариат, который представляет собой простую и прямую (ханифскую) религию».
Некоторые присоединили эти слова к контексту предыдущей речи. Тогда (общий) смысл будет таков: Ведь Он знает явное из того, что ты читаешь Джибрилю после того, как он закончил свое чтение. И то, что сокрыто из того, что ты читаешь про себя из страха позабыть. Затем Аллах пообещал ему: «Мы облегчим тебе путь к легчайшему» т.е. облегчим для тебя восприятие откровения, чтобы ты выучил его и усвоил его смысл.
9) «Так напоминай же, если напоминание принесет пользу»
«Так напоминай же» - увещевай Кораном. «если напоминание принесет пользу» - назидание и наставление. Смысл же аята таков: «принесет это напоминание пользу или не принесет (все равно напоминай)». Здесь опущено второе положение (в котором напоминание не принесет пользы), как это наблюдается в следующем аяте: «сотворил для вас одеяния, которые оберегают вас от жары» - (16/81). Здесь имеется ввиду, что одеяния оберегают вас от жары и холода вместе.
10) «Напоминание примет тот, кто страшится»
«Напоминание примет» - извлечет назидание. «тот, кто страшится» - Аллаха, Могуч Он и Велик.
11) «А отстранится от него несчастнейший»
«А отстранится от него» - т.е. отстранится от напоминания и удалится от него. «несчастнейший» - тот, кто в извечном знании Аллаха был несчастным.
12) «который войдет в Огонь величайший» - грандиознейший, чудовищный потому, что этот огонь (намного) больше и сильнее земного огня.
13) «Потом ему предстоит ни умереть там и ни жить»
«Потом ему предстоит ни умереть там» - чтобы он отдохнул (от мучений).
«и ни жить» - жизнью, которой он мог бы пользоваться.
14) «Преуспел тот, кто очистился» - освободился от ширка и сказал «Ля иляха илляллаах». Таково мнение Ата и Икримы, а также это предание Валиби и Саида ибн Джубайра от Ибн Аббаса.
Хасан сказал: «Тот чьи деяния растут (в качестве и количестве) и остаются чистыми».
Другие сказали, что это милостыня разговения (садакъа фитр). Передается, что Абу Саид аль-Худри сказал по поводу аята «Преуспел тот, кто очистился»: «Дал милостыню разговения».
15) «поминал имя своего Господа и молился» - сказал: Выходил на праздничный намаз (поминая Аллаха), а затем совершал (праздничный) намаз.
Ибн Масуд говорил: «Смилуется Аллах над человеком, который даст милостыню, а потом помолится», затем Ибн Масуд читал этот аят.
Нафи‛ передал: «Когда Ибн Умар завершал утром молитву, т.е. в праздничный день, говорил: «О Нафи‛, ты подал милостыню?». Если я отвечал «Да», он шел дальше в молельню, если же я отвечал «Нет», он говорил: «Раздай вот сейчас. Ведь про это был ниспущен аят: «Преуспел тот, кто дал милостыню, поминал имя своего Господа и молился». Это также мнение Абуль-Алийи и Ибн Сирина.
Некоторые же сказали: «Я не знаю, как объяснить такое толкование. Ведь эта сура – Мекканская, а в Мекке (на тот период) не было (узаконено) ни праздничного намаза ни милостыни разговения».
Шейх имам оживитель Сунны, да смилуется над ним Аллах, сказал: Я же скажу следующее: «Нисхождение аятов до (вхождения в законную силу) шариатских норм возможно. Как например Аллах сказал: «И тебе будет дозволено в этом городе (сражаться)» - (90/2). Сура Баляд Мекканская, а дозволенность (сражения) наступила в день Победы. Посланник Аллаха, да пребудет над ним благословение и приветствие, сказал (по поводу дозволения): «Мне было дозволено (сражаться) только один час из (целого) дня».
(Другой пример:) Аят «Эта группа будет разбита, и они обратятся вспять!» - (54/45) также был низведен в Мекке. Умар ибнуль-Хаттаб сказал: «Я не знал какая группа будет разбита. Когда настал день Бадра, я увидел как пророк (Салляллаху алейхи уа саллям) будучи в кольчуге шел на врага и произносил (аят): «Эта группа будет разбита, и они обратятся вспять!»».
«поминал имя своего Господа и молился» - т.е. поминал своего Господа и молился. Было сказано, что поминание это такбиры праздничного намаза, а молитва это праздничный намаз. Также было сказано, что под молитвой здесь подразумевается мольба.
16) «Но нет! Отдаете вы предпочтение мирской жизни»
«Но нет! Отдаете вы предпочтение» - Абу Амр и Якуб прочли (в третьем лице) с буквой «Йа» в виде: «Йу’сьирууна» (Отдают они предпочтение) – т.е. несчастнейшие, которые были упомянуты выше. Остальные же прочли с буквой «Та» во втором лице (в виде «Ту’сьирууна» - Отдаете вы предпочтение). Доказательством этого варианта является чтение (с самостоятельным местоимением второго лица переданное от) Убайя ибн Кя‛ба: «Но нет! Вы отдаете предпочтение мирской жизни».
Хотя слово «несчастнейший» (аль-ашкъаа) находится в форме единственного числа, подразумевается множественное число: «несчастнейшие». Потому, что если к какому-то слову присоединится определенный артикль «Аль» для указания класса (как в слове аль-ашкъаа), то это слово приобретает характер всеохватывающести. Таким образом, как будто бы в (вышеприведенном) аяте было сказано: «А отстранятся от него несчастнейшие» (во множественном числе), а затем в этом аяте продолжение (тоже со множественным числом): «Но нет! Отдаете вы предпочтение мирской жизни».
17) «хотя Последняя жизнь - лучше и продолжительнее» - Арфаджа аль-Ашджаи сказал: «(Как-то) мы были у Ибн Масуда. Он прочел этот аят и спросил нас: «Знаете ли вы почему мы предпочитаем мирскую жизнь Последней жизни?». Мы ответили: «Нет». Он сказал: «Потому, что мирская жизнь готова (к пользованию) прямо сейчас. Ее пища, питье, женщины, наслаждения и прелести даны нам сразу. Что касается Последней жизни, то нам дано только ее описание. Она упрятана для нас (до определенного времени). Мы же любим то, что дается сразу и оставляем то, что будет потом»».
18) «Воистину, это есть в прежних свитках»
«Воистину, это» - выше приведенные четыре аята, начиная с аята «Преуспел тот, кто очистился». «есть в прежних свитках» - в прежних писаниях, которые были низведены до Корана. В них приводится то, что очищающиеся и молящиеся преуспеют, то, что люди предпочитают мирскую жизнь перед Последней, а также то, что Последняя жизнь лучше и продолжительнее.
Затем Аллах разъясняет, что это свитки:
19) «свитках Ибрахима и Мусы» - Икрима и Судди сказали: «Эта сура (Высочайший) есть в свитках Ибрахима и Мусы».
Передается с цепочкой, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Пророк (Салляллаху алейхи уа саллям) в двух ракятах перед последним ракятом витра читал суры «Преочищай  имя Господа твоего Высочайшего» и «Скажи о неверные!». А в последнем ракяте витра читал суры «Скажи Он – Аллах Един», «Скажи: «Прибегаю я к Господу рассвета»» и «Скажи: «Прибегаю к Господу людей»»».



Теги:
 
Share this topic...
In a forum
(BBCode)
In a site/blog
(HTML)


Powered by EzPortal