Автор Тема: Тафсир Багави 94 АШ-ШАРХ "РАСКРЫТИЕ"  (Прочитано 20 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн РабАллаха

  • Moderator
  • Full Member
  • *****
  • Сообщений: 237
  • Свидетельства о нем: +10/-0
    • E-mail
Тафсир Багави 94 АШ-ШАРХ "РАСКРЫТИЕ"
« : Ноябрь 18, 2017, 10:24:13 am »
Еще никто не оценил!
Сура «Шарх» - «Раскрытие»
Мекканская Сура. Состоит из 8 аятов.
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ
С именем Аллаха, Всемилостивого, Милостивого.
1) «Разве Мы тебе не раскрыли твою грудь?» - Разве мы тебе не открыли, расширили и смягчили твоё сердце верой, пророчеством, знанием и мудростью.
2) «И сняли с тебя твоё бремя» - Хасан, Муджахид, Катада и Даххак сказали: «Сбросили с тебя то, что происходило до этого в джахилийи». Этот смысл похож на тот, что заключён в аяте: «Для того, чтобы простил тебе Аллах грехи, что были прежде и те, что после» - (48/2).
Хусайн ибн Фадль сказал: «т.е. ошибки и упущения».
Также было сказано: «Грехи твоей общины. Обращение было сделано к нему (а не к общине) потому, что это заботило его сердце»
Абдуль-Азиз ибн Яхья и Абу Убайда сказали: «т.е. Мы облегчили тебе бремя пророчества и тяжесть выполнения этой миссии».
3) «Которое искорёжило твою спину» - так давило своей тяжестью и изнуряла, что аж был слышен скрежет, т.е. звук (скрежета).
4) «И возвеличили твоё поминание (твою славу и память о тебе)?» - Передаётся с цепочкой от Абу Саида аль-Худри, что пророк (Салляллаху алейхи уа саллям) спросил Джибриля (а.с.) об этом аяте «И возвысили твоё поминание», и тот ответил: «Аллах сказал: «(Это значит, что) когда поминают Меня, то вместе со мной поминают и тебя».
Также передаётся от Хасана, как он сказал: «И возвысили твоё поминание, когда поминают Меня, то вместе со мной поминают и тебя».
Ата передал от Ибн Аббаса: «Имеется ввиду (поминание его) в азане, икамате, ташаххуде, в хутбе на минбарах (по пятницам). Если какой-нибудь раб будет поклоняться Аллаху, во всем будет его подтверждать, но не засвидетельствует, что Мухаммад посланник Аллаха, ничто (из его деяний) не принесёт ему пользу и он станет неверным».
Катада сказал: «Аллах возвеличил его поминание как в земной жизни, так и в Последней. Нет проповедника (на минбаре), которые не произносил бы свидетельство, и нет намаза без того, чтобы совершающий его не говорил: «Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха и свидетельствую, что Мухаммад посланник Аллаха».
Даххак сказал: «Ни намаз ни хутба недействительны без поминания его».
Муджахид сказал: «»И возвысили твоё поминание» - т.е. возвещением в азане».
Вот как это выразил (в своих стихах поэт) Хассан ибн Сабит:
«Печать пророчества на нем отметина
Заверена Аллахом, даёт свидетельство и светится
Пророка имя Бог присоединил к своему имени
Когда «Свидетельствую» пять раз гласят муаззины
Из имени своего произвёл его имя дабы возвысить его специально
Обладатель трона есть Достохвальный, а Мухаммад – похвальный».

Также было сказано, что Аллах возвысил его поминание тем, что взял завет с пророков и обязал их веровать в него и признавать его достоинство.
Затем Аллах пообещал лёгкость и благополучие после трудности. Дело в том, что в Мекке ему было трудно, и Аллах, Могуч Он и Велик, сказал:
5) «Ведь, поистине, с тягостью лёгкость» - т.е. вместе с трудностью, в которой ты сейчас пребываешь, в виде джихада с многобожниками, будет лёгкость и благополучие, которые проявятся в том, что Он даст тебе победу над ними так, что в итоге они покорятся истине с которой ты пришёл к ним.
6) «поистине, с тягостью лёгкость!» - Аллах повторяет, чтобы подкрепить своё обещание и увеличить надежду (на приход облегчения).
Хасан сказал: «Когда низошел этот аят, посланник Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «Радуйтесь. К вам пришла лёгкость Одной тягости никогда не одолеть две лёгкости».
Ибн Масуд (р.а.) сказал: «Даже если тягость спрячется в камень (или нору), то лёгкость все равно её найдёт и войдёт туда. Поистине одна тягость никогда не одолеет две лёгкости».
Толкователи сказали: «Фраза «Одной тягости никогда не одолеть две лёгкости» означает следующее: Всевышний Аллах (в этих двух аятах) слово «Тягость» употребил в определённой форме, а слово "Легкость" в неопределенной. А по традиции арабов, если ты использовал слово в определенной форме, а затем повторил его в той же форме, значит, оба раза ты подразумевал одну и ту же вещь. А если ты использовал слово в неопределённой форме, и затем повторил его в той же форме, то значит, ты говорил про две разные вещи. Если же ты (после неопределенной формы) повторил его в определенной форме, то опять же ты имел ввиду одну и ту же вещь. Как например когда ты говоришь: «Как заработаю один дирхам, так и потрачу один дирхам». Здесь подразумеваются разные дирхамы (потому, что оба пришли в неопределённой форме). А если ты скажешь: «Как заработаю один дирхам, так и потрачу этот дирхам», тогда речь идет об одном и том же дирхаме (потому, что второе слово дирхам пришло в определенной форме в виде «Ад-дирхам (известный дирхам, о котором шла речь), и поэтому то мы перевели его как «Этот дирхам»). Так вот слово «Тягость» в этом аяте оба раза использовано в определенной форме, а значит имеется ввиду одна тягость, а слово «Легкость» оба раза использовано в неопределенной форме, а значит речь идет о двух легкостях. Т.е. как будто бы в аятах говорится следующее: «Ведь, поистине, с тягостью есть лёгкость. И поистине, с этой тягостью есть еще другая лёгкость!».
Автор произведения «Назм» Абу Али аль-Хасан ибн Яхья ибн Наср аль-Джурджани сказал: «Люди истолковали фразу «Поистине одна тягость никогда не одолеет две лёгкости» только одним толкованием: «Поскольку слово «Тягость» в определенной форме, а «Легкость» в неопределенной, речь идет об одной тягости и двух легкостях». Но это неверное заключение. Ведь, когда человек скажет: «Поистине вместе с (определенным) всадником есть какой-то (неопределенный) меч. Поистине вместе с (определенным) всадником есть какой-то (неопределенный) меч» отсюда не следует, что речь идет об одном всаднике с двумя мечами».
Смысл же фразы «Поистине одна тягость никогда не одолеет две лёгкости» следующий: Аллах послал своего пророка (Салляллаху алейхи уа саллям) проповедовать, а он был человеком небогатым, скромного достатка. Курайшиты же стыдили его этим и даже как то сказали: «Если твоей целью (проповедования) является богатство, то вот мы собрали для тебя такое имущество, что с ним ты станешь одним из богатейших жителей Мекки». Пророк подумал, что народ опровергает его из-за его бедности и огорчился. Тогда Аллах, чтобы развеять охватившую его грусть, перечислил в этой суре оказанные ему милости и пообещал ему богатство, сказав: ««Ведь, поистине, с тягостью благополучие (богатство)». Т.е. Аллах говорит: «Пусть тебя не огорчает то, что они говорят. Ведь вместе с тягостью (будет) благополучие в земной жизни». Затем Аллах исполнил свое обещание и дал ему завоевать арабские земли, расширил подконтрольные ему владения так, что через его руки проходили сотни верблюдов и (множество) ценных товаров.
В следующем же аяте Аллах начинает говорить о милости другого рода, которая будет в Последней обители, сказав: «поистине, с тягостью лёгкость!». Доказательством того, что речь идет о новой милости, является тот факт, что во втором аяте отсутствует союз «Фа» (который есть в первом аяте, и переведен как «Ведь») и союз «Вав» («И»). Эта милость касается всех верующих (в отличие от первой милости которая обещана именно посланнику (Салляллаху алейхи уа саллям), что ему будут даны обширные владения). Смысл этого (второго) аята таков: «Поистине вместе с тягостью будет легкость. Т.е. после тягости в земной жизни для верующих будет легкость и благополучие в Последней жизни».
Также возможно, что здесь имеется ввиду, что на каждую тягость есть две легкости: в первом аяте упоминается легкость в земной жизни (для всех, а не только как обещание пророку (Салляллаху алейхи уа саллям)), а во втором - легкость в Последней жизни. Тогда слова посланника (а.с.) «Поистине одна тягость никогда не одолеет две лёгкости» означают следующее: Земная тягость никогда не одолеет легкость, которую Аллах обещал верующим в земной жизни и легкость, которую Он пообещал в Последней жизни. Она может одолеть только одну легкость, и это легкость в земной жизни. Что касается легкости в Последней жизни, то она вечная, непрекращающаяся. Т.е. перевес тягости не может касаться одновременно двух легкостей сразу. Это подобно словам посланника Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям): «Два праздничных месяца не бывают неполными» т.е., они не могут быть сразу оба неполными.
7) «Поэтому, как освободишься – старайся изо всех сил» - т.е. утруждайся (в поклонении). Вообще слово «Насб» (напряженно работать) означает «Таъб» (утруждаться, утомляться).
Ибн Аббас, Катада, Даххак, Мукатиль и Кяльби сказали: «А когда закончишь предписанные (обязательные) намазы, приложи все усилия к молитве Твоему Господу и устремляйся к нему с просьбой, дабы Он тебе дал тебе (то, что ты просишь)».
Абдуль-Уаххаб передает от Муджахида, а тот со слов своего отца: «Когда завершишь намаз усердствуй в молитве и просьбе».
Ибн Масуд сказал: «Когда завершишь фарды, приложи все усилия в совершении ночного стояния (в намазе)».
Шаъби сказал: «Когда закончишь читать ташаххуд (в намазе) молись о земной и о Последней жизни».
Хасан и Зайд ибн Аслям сказали: «Когда закончишь джихад с твоим врагом, старайся изо всех сил в деле поклонения Твоему Господу».
Мансур передал со слов Муджахида: «Когда освободишься от земных занятий усердствуй в поклонении Твоему Господу и молись».
Хайян передал от Кяльби: «Когда закончишь миссию посланника (на тот момент), усердствуй. Т.е. проси прощения за свой грех (возможные небольшие огрехи, погрешности и упущения) и за грехи верующих».
8) «и к твоему Господу стремись (всем сердцем)!» - Ата сказал: «Умоляй его, страшась огня, и надеждою стремясь к раю».
Также было сказано: «Стремись и обращайся к нему во всех положениях и ситуациях».
Заджжадж сказал: «Устреми свои надежды и помыслы единственно к Аллаху».



Теги:
 
Share this topic...
In a forum
(BBCode)
In a site/blog
(HTML)


Powered by EzPortal