Автор Тема: Тафсир Багави 97 АЛЬ-КАДР "ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ"  (Прочитано 153 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн РабАллаха

  • Moderator
  • Full Member
  • *****
  • Сообщений: 237
  • Свидетельства о нем: +10/-0
    • E-mail
Еще никто не оценил!
Сура «Аль-Къадр» - «Предопределение»
Мекканская Сура. Состоит из 5 аятов.
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ
С именем Аллаха, Всемилостивого, Милостивого.
1) «Поистине, Мы низвели его в ночь Предопределения!» - т.е. Коран, который здесь обозначен местоимением, выражающим ранее неупомянутое.
В ночь Предопределения Аллах низвел его одним разом из Хранимой Скрижали на земное небо, и разместил его в Доме Могущества (Байтуль-῾Изза). А потом уже в течение двадцати лет Джибриль ниспускал его по частям.
Затем Аллах призывает к удивлению своего пророка, говоря:
2) «А что даст тебе знать, что такое ночь Предопределения» - так названа из-за того, что это Ночь, когда определяются дела, приказы и решения. Аллах в эту ночь определяет годовые дела рабов и стран на будущий год. Как и сказано в другом аяте: «В ту (ночь) раздается всякое мудрое повеление» - (44/4).
Слово «Къадр» (Предопределение) является отглагольным именем, который используется арабами в следующем контексте: «Къадара Аллааху ащ-щайа»- «Аллах предопределил нечто» (с двумя вариациями) в облегченной форме (без удвоения): «къадран уа къадаран» - (предопределеньем или предопределением). Такие вариативные слова встречаются в арабском языке: «ан-нахр» и «ан-нахар» (река или речка); «аш-ша῾р» и «аш-ша῾ар» (волосы или волоса).
Отглагольные имена с удвоением «Къаддараху такъдииран» (Предопределил предопределением) и без удвоения «Къадара къадран» имеют один смысл.
Хусайна ибн Фадля спросили: «Разве Аллах уже не предопределил все судьбы до того, как сотворил небеса и землю?». Тот ответил: «Да (предопределил)». Его спросили: «Тогда в чем смысл Ночи Предопределения?». Он ответил: «Приведение предопределенных дел к временам и приведение уже предопределенных решений в исполнение».
Азхари сказал: ««Ляйлятуль-къадр» означает «Ночь Величия и Почета». Этот смысл употребляется в речи людей, когда они говорят «Ли-фулянин ьиндаль-амиир къадрун» (Такой-то человек имеет «къадр» (цену), т.е. важность, значимость и степень у начальника). Также говорится: «Къадарту фулянан» (Я ценю человека), что значит: «Я величаю, уважаю его». Этот смысл слова «Къадр» (цена, значение, важность) используется в аяте: «Они не оценили Аллаха должным образом» - (6/91 и 39/67), что означает «Они не возвеличили Аллаха должным образом».
Также было сказано: «Так названа потому, что в эту ночь праведное деяние имеет «къадр» (особую значимость, цену) пред Аллахом из-за того, что принимается».
Толкователи разошлись в определении времени наступления этой ночи. Некоторые сказали: «Она была во времена посланника Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям), а потом была отменена». Но большинство сподвижников и ученых на том мнении, что она продолжается до самого Судного Дня. Передается, что Абдуллах ибн Мукянис, вольноотпущенник Муавии, сказал: «Я спросил Абу Хурайру: «Говорят, что Ночь Предопределения была отменена». Он ответил: «Сказал ложь, кто так говорит». Я спросил: «Она каждый месяц?». Он ответил: «Нет, но она в каждом месяце Рамадан так, что встречай ее».
Некоторые сказали: «Это одна из ночей в году. Поэтому если кто-то (в своей клятве) приурочит развод своей жены, или освобождение своего раба к Ночи Предопределения, то ни развод, ни освобождение не наступают, пока (для уверенности) не пройдет целый год с момента клятвы». Это передается от Ибн Масуда. В частности он сказал: «Кто выстоит (в поклонении) целый год, тот угадал ее». Когда это дошло до Абдуллаха ибн Умара, он сказал: «Да смилуется Аллах над Абу Абдур-Рахманом. Разве он может не знать, что она в месяце Рамадан, но он просто хотел, чтобы люди не расслаблялись (и не усердствовали только в Рамадане)».
Большинство ученых же стоят на том мнении, что она в месяце Рамадан, но они разошлись какая именно эта ночь.
Абу Разин аль-Укайли сказал: «Это первая ночь Рамадана».
Хасан сказал: «Семнадцатая ночь. На утро этой ночи произошла битва при Бадре».
Но верным мнением, которого придерживается и большинство ученых, является то, что она среди последних десяти ночей Рамадана.
Передается с цепочкой от Аиши (р.а.), как она сказала: «Посланник Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям) уединялся для поклонения в последние десять (дней) Рамадана, и говорил: «Ищите Ночь Предопределения в последних десяти днях Рамадана»».
Передается с цепочкой от Аиши (р.а.), как она сказала: «Посланник Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям) в последние десять (дней) Рамадана проявлял такое усердие, какое не проявлял в другое время».
Передается с цепочкой от Аиши (р.а.), как она сказала: «Когда наступали последние десять дней Рамадана посланник Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям) подвязывал покрывало (как занавес), бодрствовал (в поклонении) ночью и будил семью».
Ученые разошлись в том, какая именно это ночь из этих десяти (последних).
Передается с цепочкой от Аиши (р.а.), как она передала, что пророк (Салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «Ищите Ночь Предопределения среди нечетных ночей последней декады Рамадана».
Передается с цепочкой от Уайны ибн Абдур-Рахмана, как он сказал: мне поведал мой отец, сказав: Я завел речь о Ночи Предопределения возле Абу Бакры, и он сказал: «С тех пор, как я услышал от посланника Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям) одну вещь, я не ищу ни где, кроме как среди последних десяти (ночах Рамадана). Так вот, я слышал как посланник Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям) говорил: «Ищите ее среди последних десяти, когда остается девять ночей (на 21), или остается семь (на 23), или остается пять (на 25), или остается три (на 27) или в последнюю ночь». Поэтому когда наступал Рамадан Абу Бакра молился так же, как и в остальное время года, а когда наступала последняя декада, он особенно усердствовал».
Передается с цепочкой от Убады ибн ас-Самита, как он сказал: «Пророк (Салляллаху алейхи уа саллям) вышел, чтобы сообщить нам о Ночи Предопределения, но тут повздорили двое мусульман. Посланник Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям) сказал: Я вышел, чтобы сообщить вам о Ночи Предопределения, но такой-то и такой-то начали ссориться и теперь (по этой причине) это (точное уведомление об этом) отменилось. Надеюсь это к лучшему для вас. Так что ищите в девятой, седьмой и пятой ночи».
Передается с цепочкой от Абдуллаха ибн Умара, что некоторым сподвижникам пророка (Салляллаху алейхи уа саллям) было показано во сне, что Ночь Предопределения приходится на последние семь ночей Рамадана. Тогда посланник Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «Я вижу, что все ваши сны сошлись на семи последних носах. В таком случае, кто ищет Ночь Предопределения, пусть ищет ее среди последних семи ночей».
От Абу Саида аль-Худри передается, что это двадцать первая ночь.
Передается с цепочкой от Абу Саида аль-Худри, как он сказал: Пророк (Салляллаху алейхи уа саллям) делал иьтикаф (уединение для поклонения) в средней декаде Рамадана. В один год он сделал иьтикаф, и когда наступила двадцать первая ночь, утром которой он вышел из иътикафа, он сказал: «Кто будет делать со мной иьтикаф, пусть делает в последней декаде. Я увидел эту ночь, затем мне было дано ее позабыть. И я видел себя, как я на утро этой ночи делаю саджду в воде и глине. Ищите ее в последней декаде, и ищите среди нечетных». Абу Саид аль-Худри сказал: «Этой ночью пошел дождь, масджид был покрыт ветками, поэтому намочился». Абу Саид аль-Худри продолжил: Мои глаза видели, как посланник Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям) выходил, а на его лбу были следы воды и глины оставшиеся с утра двадцать первой ночи».
Некоторые сказали: «Она приходится на двадцать третью ночь».
Передается с цепочкой от Абдуллаха ибн Унайса, а тот со слов своего отца, что он спросил посланника Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям): «Я нахожусь в пустыне, которая называется Аль-Ватъа, слава Аллаху я делаю там намаз. Назначь мне ночь в этом месяце, чтобы я спустился в масджид и молился там (на протяжении ночи)». Посланник Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям) ответил: «Спустись на двадцать третью ночь и молись там. Если хочешь, делай так до конца месяца, а хочешь ограничься (только той ночью)». (Передатчик) продолжил: «Когда он сделал послеобеденный намаз, вошел в масджид и не выходил оттуда, кроме как по нужде до тех пор пока не сделал утренний намаз. Когда сделал утренний намаз, его животное было у двери масджида».
Передается с цепочкой от Абу Хурайры, как он сказал: «Мы обсуждали Ночь Предопределения, и посланник Аллаха спросил: «Сколько дней этого месяца уже прошло?». Мы ответили: «Двадцать две. Еще осталось восемь». Он сказал: «Прошло двадцать две ночи. Еще осталось семь. Ищите ее (Ночь Предопределения) этой ночью. В этом месяце двадцать девять дней».
Другие сказали: «Это двадцать седьмая ночь». Это мнение Али, Убайя и Аиши.
Передается с цепочкой от Зирра ибн Хубайша, как он сказал: «Я спросил Убайя ибн Кяьба: «О Абуль-Мунзир! Сообщи нам о Ночи Предопределения. Потому, что Ибн Умм Абд говорит: «Кто выстоит (в поклонении) целый год, тот угадал ее»». Тот ответил: «Да смилуется Аллах над Абу Абдур-Рахманом. Разве он может не знать, что она в месяце Рамадан, но просто он не хотел вам сообщать, чтобы вы не расслаблялись. Что касается этой ночи, то клянусь тем, кто ниспослал Коран Мухаммаду, (Салляллаху алейхи уа саллям), она двадцать седьмая ночь». Мы спросили: «О Абуль-Мунзир, Откуда ты это узнал?». Он ответил: «По знамению (признаку) о котором нам сообщил пророк (Салляллаху алейхи уа саллям), и который мы заучили и сохранили в памяти. Клянусь Аллахом, это знамение не забудется». (Передатчик) сказал: «Мы спросили Зирра: «Что это за знамение?»». Тот ответил: «Солнце при восходе как миска. У него нет (слепящих) лучей»».
Из признаков этой ночи это то, что передается от Хасана с цепочкой, которую он довел до посланника Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям): «То, что эта ночь ясная, спокойная и умиротворенная, ни жаркая, ни холодная. Утром этой ночи солнце рождается без лучей».
В итоге можно прийти к следующему заключению: Аллах спрятал эту ночь для этой уммы дабы они из желания воспользоваться ее благом, проявляли усердие в поклонении на протяжении всех ночей Рамадана. Это подобно тому, как Аллах скрыл в пятничном дне момент, когда молитва (обязательно) принимается. Скрыл средний намаз среди пяти обязательных, скрыл свое величайшее имя среди других имен, скрыл свое (особенное) довольство в (некоторых) делах повиновения, чтобы рабы стремились выполнять их все, и скрыл свой (особый) гнев в (некоторых) делах непокорности, дабы они сторонились их всех. Скрыл знание о Судном Часе дабы рабы усердствовали в делах повиновения из опасения, что он может наступить (в любой момент).
Слова Аллаха, Могуч Он и Велик:
3) «Ночь Предопределения лучше чем тысяча месяцев» - Ата передал со слов Ибн Аббаса: Посланнику Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям) рассказали об одном человеке из сыновей Исраиля, который на протяжении тысячи месяцев носил на своем плече оружие (сражаясь) на пути Аллаха. Посланник Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям) подивился этому и захотел этого для своей уммы, сказав: «О Господь! Ты дал моей умме самые короткие по продолжительности жизни (около 60 лет), и (потому) самые малочисленные деяния?». Тогда Аллах даровал ему Ночь Предопределения и сказал: «Ночь Предопределения лучше чем тысяча месяцев, на протяжении которых тот израильтянин носил оружие (сражаясь) на пути Аллаха. Она дана тебе и твоей умме до самого Судного Дня».
Толкователи сказали: «Аят «Ночь Предопределения лучше чем тысяча месяцев» означает, что праведное деяние, совершенное в Ночь предопределения лучше, чем деяние тысячи месяцев, в которых нет Ночи Предопределения».
Передается с цепочкой от Абу Хурайры, что пророк (Салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «Кто выстоит Ночь Предопределения, веруя и рассчитывая (на награду), прощаются его прошлые грехи».
Саид ибн аль-Мусайаб сказал: «Кто (в Ночь Предопределения) сделает вечерний и ночной намаз с джамаатом, тот уже взял (приличную) долю из (награды) Ночи Предопределения».
Передается с цепочкой от Абдуллаха ибн Бурайды, что Аиша спросила посланника Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям): «Что мне говорить, когда я застану Ночь Предопределения?». Он ответил: «Говори: «О мой Аллах! Ты Прощающий, любишь прощение, так прости же меня!»».
4) «Нисходят ангелы и дух в ней по дозволению их Господа с каждым делом»
Слова Аллаха, Могуч Он и Велик:
«Нисходят ангелы и дух» - т.е. вместе с ними (ангелами) Джибриль (а.с.).
«в ней» - т.е. в Ночь Предопределения.
«по дозволению их Господа с каждым делом» - т.е. по всякому делу добра и благодати. (Здесь предлог «мин» (из/с) имеет смысл предлога «би» (по)) как в аяте: «охраняют его с/из веления Аллаха» - (13/11), т.е. «по велению Аллаха».
5) «Мир она до восхода зари»
«Мир» - Ата сказал: «Имеется ввиду мир (умиротворенность) для друзей Аллаха и послушных рабов».
Шаби сказал: «Пожелание мира ангелами в Ночь Предопределения тем, кто находится в местах поклонения от захода солнца до восхода зари».
Кяльби сказал: «Ангелы, которые нисходят в эту ночь, всякий раз как встречают верующего или верующего желают ему мира от его Господа до тех пор, пока не наступит заря».
Также было сказано: «Со словами «по дозволению их Господа с каждым делом» мысль заканчивается и речь обретает смысловой конец. Затем начинается новая мысль и говорится:
«Мир она», т.е. Ночь Предопределения полностью является миром и благом, без какого-либо зла в ней».
Даххак сказал: «Аллах не предопределил в этой ночи, и не исполнил ничего, кроме блага и мира».
Муджахид сказал: «Т.е. Ночь Предопределения мирная, убережена от зла. Шайтан не может сделать в эту ночь что-либо плохое, или причинить какое-либо беспокойство».
«до восхода зари» - т.е. вплоть до восхода зари.
Кисаи прочел с кясрой буквы Лям в виде «Матъли῾» (место восхода). Остальные же прочли с фатхой над Лямом в виде «Матъля῾» (восход), что является выбором со смыслом «восхождение» в качестве отглагольного имени (название процесса действия от глагола взойти). Так например говорится: «Заря взошла восхождением или восходом». Вариант с кясрой же означает место восхождения.



Теги:
 
Share this topic...
In a forum
(BBCode)
In a site/blog
(HTML)


Powered by EzPortal