Автор Тема: Асль (Начало) в деле отношения с людьми. Когда предположение, выслеживание, гъиб  (Прочитано 3430 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн alqasawi

  • Administrator
  • Sr. Member
  • *****
  • Сообщений: 307
  • Свидетельства о нем: +91/-4
    • E-mail
Еще никто не оценил!
Когда предположение, выслеживание, гъибат грех, а когда нет!

 О те, которые уверовали! Избегайте многих предположений, ибо некоторые предположения являются грехом. Не следите друг за другом и не злословьте за спиной друг друга. Разве понравится кому-либо из вас есть мясо своего покойного брата, если вы чувствуете к этому отвращение? Бойтесь Аллаха! Воистину, Аллах - Принимающий покаяния, Милостивый. - 49/12

Куртуби сказал: "Критерий который отделяет избегаемые предположения от других, следующий: Избегаемое и запретное предположение это такое, которое возникает на ровном месте, без каких либо признаков илил причин. То есть это касается такого человека, положение которого неизвестно, а внешне он выглядит хорошо и внешне установлено, что он надежен. Вот про таких думать плохо или считать ненадежными запрещено. Что касается того, кто стал известен тем, что совершает сомнительные дела, открыто делает плохие и скверные вещи, то он не относится к этому запрету".
Передается, что аль-Хасан сказал: "Мы были в период, когда запрещено было плохо думать о людях. Но сейчас ты в таком периоде, что смотри за собой, молчи, а про людей думай как пожелаешь"

Абдуллах ибн Масуд сказал: "Нам запрещено специально выслеживать. Но если мы увидим, что-то явное, мы будет спрашивать согласно этому"

Границы гъийбата:
Что касается гъийбата того, кто прилюдно совершает грех, открывает его, то это не относится к этому (запрету). Потому, что в предании сказано: "Тот, кто снял покрывало стыда, гъийбат о нем не считается гъийбатом"

Посланник (Салляллаху алейхи уа саллям) сказал: "О грешнике упоминай с его качеством дабы люди могли его остерегаться". То есть запрет гъибата касается того, кто скрыл себя.

Передается, что Аль-Хасан сказал: "Нет запрещенных прав для трех людей: 1) Тот, кто идет за своей страстью, 2) Тот, кто открыто совершает грех и 3) Правитель - угнетатель.

Ар-Рабт ибн Субайх передает, что аль-Хасан сказал: "Гъибат бидатщиков не считается гъийбатом"

Точно также не считается гъийбатом рассказывать судье, чтобы получить от него помощь и смочь восстановить свое право. Как например ты скажешь: "Тот человек нарушил мое право, разгневался на меня, изменил мне, побил меня, сказал обо мне клевету, сделал мне плохое. Ученые уммы проявили единогласие в этом вопросе.
Посланник (Салляллаху алейхи уа саллям) сказал по этому вопросу: "У правообладателя есть право говорить (о нарушении своего права)".

Сюда же относится испрашивание фатвы. Как например Хинд спросила посланника (Салляллаху алейхи уа саллям): "Абу Суфьян скупой человек. Не дает достаточное количество для меня и моих детей. Могу ли я брать без его ведома". На что посланник (Салляллаху алейхи уа саллям) ответил: "Да можешь". Здесь Хинд сказала о скупости мужа и несправедливости к себе и детям, но посланник (Салляллаху алейхи уа саллям) не счел это гъийбатом, а наоборот дал ей фатву в ее пользу. Аналогично для случаев, когда говорить о плохом качестве человека нужно для пользы. Так например, когда Фатъима бинт Кайс советовалась о выходе замуж за Муавию и Абу Джахма, посланник (Салляллаху алейхи уа саллям) сказал: "Что касается Муавии, то он бедный, без имущества, а Абу Джахм не опускает свой посох (постоянно бьет)".
Это разрешено для того, чтобы Фатима не ошиблась при выборе мужа.

(Тафсир Куртуби, аят 49/12)



Оффлайн alqasawi

  • Administrator
  • Sr. Member
  • *****
  • Сообщений: 307
  • Свидетельства о нем: +91/-4
    • E-mail
Еще никто не оценил!
"Если же кто-либо опасается, что завещатель поступит несправедливо или совершит грех, и улучшит между сторонами, то на нем не будет греха. Воистину, Аллах - Прощающий, Милостивый" - 2/182.

В этом аяте есть доказательство на вынесение хукма на основании предположения. Поскольку если человек полагает, что может иметь место несправедливость, он должен стараться исправить. А если несправедливость наступила, то уже поздно. После этого уже выносится точный хукм о несправедливости и она устраняется полностью. (Тафсир Куртуби)

Среди людей есть такой, чьи речи восхищают тебя в мирской жизни. Он призывает Аллаха засвидетельствовать то, что у него в душе, хотя сам является непримиримым спорщиком. - 2/204

Ибнуль-Араби сказал: "В этом аяте есть доказательство на то, в делах религии и мирских делах нужно поступать с осторожностью, удостоверяться о положении свидетелей и судей. Судья не должен действовать на основании веры и праведности, которая внешне проявляется у людей, пока он не исследует их внутреннее положение. Потому, что Всевышний Аллах разъяснил положения людей, что некоторые несмотря на плохое намерение, говорят хорошие слова. Если будет возражено, что это противоречит хадисам посланника (Салляллаху алейхи уа саллям) "Мне приказано сражаться с людьми, пока они не скажут Ля иляяха илляя Аллах" и "Я выношу решение на основании того, что слышу от него", то ответ такой: "То о чем вы говорите, было в начальный период ислама, когда человек при принятии ислама, был праведным. А сейчас смута так заполонила все, что уже не поступают на основании этого" - (Аль-Джамиъу ли ахкямиль-Куран, Ибн аль-Араби)

Оффлайн alqasawi

  • Administrator
  • Sr. Member
  • *****
  • Сообщений: 307
  • Свидетельства о нем: +91/-4
    • E-mail
Еще никто не оценил!
Все это замечательным образом вписывается в правила истисхаба (презумпция).

Истисхаб: Если установлено начало, это начало длится, пока нет такой же силы довода, сообщающего об обратном

Итак у нас есть истисхаб (начало) в четырех категориях:

1) Хорошее начало
2) Плохое начало
3) Начало для общества
4) Начало для личности

С вариациями получается в общем 4 вот таких начала:

1) Хорошее начало для личности
2) Плохое начало для личности
3) Хорошее начало для общества
4) Плохое начало для общества

1) Хорошее начало для личности, это если на опыте установлено, что человек праведный и надежный. Относительно такого это начало длится и в силе, пока нет довода на обратное, а предположение на обратное без довода грех.

2) Плохое начало для личности: Это если на опыте установлена грешность человека. Он сам открыл свою плохую внутренность открытым совершением греха или нововведения. Таким образом он сам для себя заложил плохое начало, и оно длится пока не будет явного довода на обратное: например покаяние и признаки улучшения его положения. А пока этого нет, к нему такое же настороженное отношение, которое он сам заложил своим открытым совершением греха

3) Хорошее начало для общества: Если общество известно хорошим, то все неизвестные из него принимаются за хороших. Как раннее общество ислама. В данном случае необязательно установление хорошего начала для отдельной личности. Тот факт, что эта личность из этого общества, уже составляет хорошее начало для него

4) Плохое начало для общества. Это как и указал выше Хасан Басри в обществе, которое заполонила фитна. Известный праведный человек оттуда принимается хорошим из-за личного своего начала. А неизвестный человек из этого общества - к нему относятся настороженно, пока он не открыл на практике обратное, пока не заявил об обратном для своего общества. Тогда устанавливается, что он исключается из общего начала своего общества.

Теги:
 
Share this topic...
In a forum
(BBCode)
In a site/blog
(HTML)


Powered by EzPortal