Автор Тема: 102 Сура «Ат-Такясур» - «Страсть к приумножению»  (Прочитано 2058 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн ibn Adam

  • Aдминиcтpaтop
  • Jr. Member
  • *****
  • Сообщений: 58
  • Свидетельства о нем: +6/-0
Еще никто не оценил!
Сура «Ат-Такясур» - «Страсть к приумножению»
Мекканская Сура. Состоит из 8 аятов.
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ
С именем Аллаха, Всемилостивого, Милостивого.
أَلْهَاكُمُ التَّكَاثُرُ
1) «Увлекла вас страсть к приумножению» - соперничество, хвастовство друг перед другом и страсть к постоянному увеличению богатства и численности отвлекло вас от повиновения вашему Господу и от того, что спасет вас от Его гнева.

حَتَّى زُرْتُمُ الْمَقَابِرَ
2) «пока не навестили вы могилы» - до тех пор пока вы не умерли и не стали похороненными в могилах.
Катада сказал: «Это было ниспослано по поводу иудеев, которые говорили: «Мы многочисленнее чем такое-то племя, а вон то племя многочисленнее чем то. Это занятие поглотило их пока они не умерли заблудшими».
Мукатиль и Кяльби сказали: «Это ниспущено по поводу двух ответвлений Курайшитского рода: Бану абди манаф ибн Кусайй и Бану Сахм ибн Амр. Между ними была конкуренция и соперничество, у кого больше знатных и почетных людей. Племя Бану абди манаф сказало: «У нас больше знати, мы превосходим по могуществу, у нас больше войска и мы многочисленнее». То же самое сказали Бану Сахм. (Тогда они посчитались) и племя Бану абди манаф превзошло их по численности. Затем они сказали: «А давайте померяемся нашими мертвыми». Так они пришли к могилам и начали считать, говоря: «Это могила такого-то, а это могила такого-то». У племени Бану Сахи оказалось на три могилы больше потому, что в период невежества они были более многочисленными. Тогда Аллах низвел этот аят».
Передается с цепочкой от Мутаррифа ибн Абдуллаха аш-Шиххира, что его отец сказал: «Я пришел к посланнику Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям) в то время как он читал этот аят «Увлекла вас страсть к приумножению». Он сказал: «Сын Адама (все) говорит «Мое имущество, мое имущество», а разве что-то из имущества стало твоим, кроме того, что ты съедая, потребил; затем одевая, износил; и подавая, отправил (для себя в ахират)?».
Передается с цепочкой от Анаса ибн Малика, как он передал, что посланник Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «Вслед за мертвым идут три вещи. Две возвращаются, а одна остается с ним. За ним следуют его семья, его имущество и его деяния. Его семья и имущество возвращаются, а деяния остаются».
Затем Аллах опровергает их, говоря:

كَلَّا سَوْفَ تَعْلَمُونَ
3) «Но нет, вы узнаете!»
«Но нет» - не следует заниматься соперничеством в приумножении.
«вы узнаете!» - это угроза в их адрес.
Затем Аллах повторяет для подкрепления:

ثُمَّ كَلَّا سَوْفَ تَعْلَمُونَ
4) «Еще раз нет, вы узнаете!» - Хасан и Мукатиль сказали: «Это угроза вслед за угрозой. Смысл угроз следующий: «Когда вас постигнет смерть, вы узнаете итог вашего стяжательства и соперничества»».
Даххак сказал: «В аяте «Но нет, вы узнаете!» обращение к неверным, а в аяте «Еще раз нет, вы узнаете!» обращение к верующим». Первый аят он читал с буквой «Йа» (в третьем лице: «Но нет они узнают»), а второй с буквой «Та» (во втором лице: «Еще раз нет, вы узнаете!»).

كَلَّا لَوْ تَعْلَمُونَ عِلْمَ الْيَقِينِ
5) «Но нет, если бы вы только знали знанием достоверности» - т.е. достоверным знанием. Слово «знание» сопряжено со словом «достоверность» как и в следующем аяте: «Действительно, это, конечно, истина несомненности (т.е. несомненная истина» - 56/95. Следствие условия «Если бы» не приводится но подразумевается: «если бы вы только знали достоверным знанием, то это отвлекло бы вас от стяжательства, соперничества и взаимного хвастовства».
Катада сказал: «Мы говорили о том, что знание достоверности это чтобы человек знал, что Аллах воскресит его после смерти».

لَتَرَوُنَّ الْجَحِيمَ
6) «Вы непременно увидите Огонь» - Ибн Амир и Кисаи прочли с даммой над буквой «Та» в виде «Ле-туравунна» (вам непременно будет показано), от глагола («Ара», например говорится:) «Арайтуху ащ-щай’а» (Я показал ему нечто).
Остальные же прочли с фатхой над буквой «Та» в виде «Ле-таравунна», что значит: «вы увидите огонь со стороны своими глазами».

ثُمَّ لَتَرَوُنَّهَا عَيْنَ الْيَقِينِ
7) «Потом непременно вы увидите его оком достоверности»
«Потом непременно вы увидите его» - наблюдая воочию.
«оком достоверности».

ثُمَّ لَتُسْأَلُنَّ يَوْمَئِذٍ عَنِ النَّعِيمِ
8) «Потом вы будете спрошены в тот день за благоденствие» - Мукатиль сказал: «т.е. Мекканские неверные, которые в земной жизни были в благополучии и благоденствии, а в Судный День будут спрошены о том, как были ли они благодарными за те блага, в которых пребывали. Они же не были благодарными так как поклонялись другим помимо Него. Потом они подвергнутся наказанию за то, что не выполняли долг благодарности». Таково мнение Хасана.
Передается от Ибн Масуда, а он передал это со слов посланника Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям): ««Потом вы будете спрошены в тот день о благоденствии», он сказал: «(благоденствие) это безопасность и здоровье».
Катада сказал: «Поистине Аллах каждого облагодетельствованного спросит за то благодеяние, которое Он ему оказал».
Передается с цепочкой от Абу Хурайры, как он передал, что посланник Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «Первый вопрос который будет задан рабу в Судный день о благоденствии, это: «Разве мы не дали здравие твоему телу и разве не утолили твою жажду прохладной водой?».
Передается с цепочкой от Абу Хурайры, как он сказал: «Как-то посланник Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям) вышел в такое время, в которое никто не выходил и не встречался с ним. К нему подошел Абу Бакр и он спросил его: «Что тебя привело о Абу Бакр?». Тот ответил: «Я вышел, чтобы встретиться с посланником Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям), чтобы поглядеть на его лицо и поздороваться с ним». Не прошло много времени, как подошел Умар. Посланник Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям) спросил: «Что тебя привело о Умар?». Тот ответил: «Голод, о посланник Аллаха!». Пророк (Салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «И я тоже немного проголодался».
Тогда они отправились к жилищу Абуль-Хайсама ибн ат-Тайхана аль-Ансари, у которого было много финиковых деревьев и овец, но не было слуг. Не обнаружив его, они спросили его жену: «А где твой господин?». Она ответила: «Он отправился, чтобы добыть для нас питьевой воды». Не прошло много времени, как Абуль-Хайсам пришел с бурдюком, наполненным водой. Он поставил бурдюк, затем подойдя начал оказывать посланнику Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям) знаки внимания и уважения, выражая готовность отдать своего отца и мать жертвой за него. Затем они отошли в сад, где он расстелил для них ковер. Он отправился к финиковому дереву, принес целую гроздь фиников и поставил (перед ними). Пророк (Салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «Не лучше ли было просто набрать для нас из свежих и сушеных фиников?». Тот ответил: «О посланник Аллаха, я просто хотел, чтобы вы брали сами на выбор» или же он сказал «чтобы вы сами выбирали свежие или сухие». Они поели, испили из той воды, а затем пророк (Салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «Клянусь Тем, в чьей руке моя душа, это - блага, о которых вы будете спрошены в Судный День: прохладная тень, приятные финики и прохладная вода».
Когда Абуль-Хайсам пошел готовить им еду, пророк (Салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «Смотри, не режь дойное животное». Он зарезал для них козочку или козленка и поднес им. Они отведали это кушанье. Затем пророк (Салляллаху алейхи уа саллям) спросил: «Есть ли у тебя слуга?». Тот ответил: «Нет». Пророк (Салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «Подойди к нам когда к нам поступят пленные». После этого пророку (Салляллаху алейхи уа саллям) привели две головы без третьей (только двоих пленников). Когда Абуль-Хайсам пришел, пророк сказал: «Выбирай из этих двоих». Тот ответил: «О пророк Аллаха, выбери ты для меня». Пророк (Салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «Тот, у кого просят совета, должен оправдать оказанное ему доверие. Поэтому бери вот этого, я видел, как он молился, но завещаю тебе относится к нему хорошо».
Абуль-Хайсам пошел с ним к своей жене и сообщил ей о словах посланника Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям), на что его жена сказала: «Ты не выполнишь того, что наказал тебе посланник Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям), пока не отпустишь его на волю». Тот сказал: «Тогда он свободен (я отпускаю его)».
Посланник Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «Поистине Аллах, Велик Он и Всевышен, не послал ни одного пророка или халифа без того, чтобы в его окружении не было двух кругов близких к нему. Один круг побуждает к добру и удерживает от плохого, другой круг не преминет ему вредить. Уберегся тот, кто уберегся от плохого круга близких».
Передается от Ибн Аббаса, как он сказал: «Благоденствие это здравие тела, слуха и зрения. Аллах знает лучше своих рабов, но Он будет спрашивать их, как они использовали это благоденствие (чтобы привлечь к ответу). Об этом и говорится в аяте: Поистине слух, зрение, сердце – со всех них за это будет спрос» - (17/36)».
Икрима сказал: «(Вы будете спрошены) за здоровье и свободное время».
Саид ибн Джубайр сказал: «(Вы будете спрошены) за здоровье, свободное время и имущество».
Передается с цепочкой от Ибн Аббаса, как он передал, что посланник Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «Есть две милости, относительно которых люди терпят убыток. Это здоровье и свободное время».
Мухаммад ибн Кяьб сказал: «т.е. (вы будете спрошены) о милости, которую Он вам оказал, послав вам Мухаммада (Салляллаху алейхи уа саллям)».
Абуль-Алия сказал: «(Вы будете спрошены) за ислам и сунны».
Аль-Хусейн ибн аль-Фадль сказал: «(Благоденствие, за которое будет спрос) это облегчение шариатских норм и облегчение Корана».
(Багави)



Теги:
 
Share this topic...
In a forum
(BBCode)
In a site/blog
(HTML)


Powered by EzPortal