Автор Тема: Глава о суфийских тафсирах. Суютъи. Аль-Иткан  (Прочитано 3942 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн alqasawi

  • Administrator
  • Sr. Member
  • *****
  • Сообщений: 310
  • Свидетельства о нем: +91/-4
    • E-mail
Еще никто не оценил!
Сказал Суютъи в своей книге о Коранических науках:

Глава о суфийских тафсирах

(click to show/hide)


Что касается суфийских толкований Корана, то это не тафсир. Сказал Ибнус-Салях в своих фатвах:
«Я обнаружил, что толкователь Корана имам Абуль-Хасан аль-Уахиди сказал: «Абу Абдур-Рахман ас-Сулями составил произведение «Истины тафсира». Если он действительно верит, что это тафсир, то он вошел в неверие».

Ибнус-Салях продолжил:

Я же добавлю, что если кто-то из них, кому можно доверять, сказал что-нибудь такое, то скорее всего он не преподносил это как тафсир, и не намеревался растолковать определенное слово (из аята). Потому, что если бы он так сделал, то пошел бы по пути батъинитов[1]. То, что они сделали это просто параллельный похожий пример к тому, о чем говорится в Коране. Ведь примеры даются на похожие темы. Но лучше бы они удержались от этого. Ведь это вводит людей в ложные мысли и запутывает их!».

Сказал Ан-Насафи в своем Акъаиде:
«Нассы следует толковать по их захиру (прямому внешнему смыслу). Уход от прямого смысла в сторону смыслов, которые придумывают люди батъина (Батъиниты) это неверие (ильхад)».

Ат-Тафтазани сказал в своем Шархе:
"Батинитов можно назвать неверными еретиками за то, что они утверждают, что тексты не следует толковать по их явному прямому смыслу, и, что у них есть скрытый смысл, который знают только посвященные. Их цель их (этих слов) при этом – полное отрицание шариата[2]"

Он же сказал:
«Совсем другое – утверждения некоторых исследователей, что тексты толкуются по их явному смыслу, но вместе с тем содержат скрытые намеки, указывающие на тонкости, которые открываются людям праведного пути. Эти намеки и тонкости согласуются с явным прямым смыслом, содержащимся в тексте. Поэтому это проявление совершенства веры и чистого знания».

Спросили шейхульислама Сираджуддина аль-Булькъини о положении человека, который истолковал слова Аллаха:
مَن ذَا الَّذِي يَشْفَعُ عِندَهُ إِلَّا بِإِذْنِهِ
«Кто это тот, кто заступится пред Ним, иначе как с Его позволения?» - (2/256)
Слова «ман за ллязи яшфаъу» он разбивает на слоги и составляет из них другие слова. В итоге произношение аята остается таким же, но смысл меняется: «ман залля зи яшфа ъу». Новые слова это залля – унизился, зи – местоимение, яшфа – исцеляется, ъу – запоминай[3].
Булькъини дал фатву, что такой толкователь мульхид (безбожник, неверный)

Сказал Всевышний Аллах (о таких):
إِنَّ الَّذِينَ يُلْحِدُونَ فِي آيَاتِنَا لَا يَخْفَوْنَ عَلَيْنَا
«Те, которые кривят в наших аятах …» - (41/40).
Ибн аби Хатим передал, что Ибн Аббас истолковал искривление в аятах следующим образом: Ставить слова не на их места.

Если же ты возразишь (следующими доводами):

Фирьяби сказал: нам рассказал Суфьян со слов Юнуса ибн Убайда, а тот со слов аль-Хасана, что посланник Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям) сказал:
"لِكُلِّ آيَةٍ ظَهْرٌ وَبَطْنٌ وَلِكُلِّ حَرْفٍ حَدٌّ وَلِكُلِّ حَدٍّ مَطْلَعٌ"
«У каждого аята Корана есть наружняя составляющая (захр), внутренняя составляющая (батън), у каждой буквы (или вариации) есть граница (хадд), и у каждой границы есть ступень (матъляъ или мутталяъ)».

Дайлями передал с восходящей до посланника Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям) цепочкой от Абдур-Рахмана ибн Ауфа:
الْقُرْآنُ تَحْتَ الْعَرْشِ لَهُ ظَهْرٌ وَبَطْنٌ يُحَاجُّ الْعِبَادَ
«Коран под троном. У него есть свой захр и батън (внешняя и внутренняя составляющие) и он довод над рабами (в их пользу, если они следовали ему, или против них, если они оставили его)»
.

Привели Ат-Табарани, Абу Яъла, Аль-Баззар и другие от Ибн Масуда с цепочкой, останавливающейся на нем:
إِنَّ هَذَا الْقُرْآنَ لَيْسَ مِنْهُ حَرْفٌ إِلَّا لَهُ حَدٌّ وَلِكُلِّ حَدٍّ مَطْلَعٌ
«Поистине этот Коран таков, что нет в нем такой буквы (харф), у которой не было бы предела (хадда). И нет предела без ступени (матъляъ)».



Я (Суютъи) скажу: Термины «Захр» и «Батън» имеют несколько значений:

1) Если ты хорошенько исследуешь Батъин аята и найдя его сравнишь с его Захиром, то ты верно определишь смысл аята.

2) Нет такого аята, который не применили бы на практике, и будут люди, которые применят его на практике[4].
Это сказал Ибн Масуд, как это передал от него Ибн аби Хатим.

3) Захир аята это его словесная форма, а Батъин аята это его смысл и толкование[5].

4) Сказал Абу Убайд, и его мнение выглядит наиболее близким к истине: Если взять аяты, где Аллах сообщил истории о прошлых народах и наказания их постигшие, то Захир этого: сообщение о погибели предшественников, то есть констатация факта; а Батъин этого назидание, которое извлекают из этого последующие народы о том, что если они сделают также как предшественники, их ожидает такой же конец[6]

5) Ибн Ан-Накъиб передает еще пятое мнение: Захир аята это тот прямой смысл, который понимают из аята люди знания. А Батъин это скрытые смыслы, в которые посвящает Аллах "людей сущности[7]"


Теперь, что касается термина «Предел» (граница) в высказывании «И у каждой буквы (харф) есть Предел (Хадд). Это означает окончательный, конечный (пограничный) смысл, который подразумевал Аллах. Также было сказано что Хадд это предел (определенное количество, величина) награды или наказания, предусмотренного для каждого шариатского постановления Корана.

Матъляъ (или мутталяъ) в высказывании «У каждого Хадда есть Матъляъ» означает ступень, по которой забираются, чтобы постигнуть смысл, содержание аята, хукма. То есть у каждого непонятного (на первый взгляд) смысла или хукма есть свой Матъляъ, свой путь, посредством которого можно понять, что там подразумевалось. Также было сказано, что матъляъ это вся награда или наказание, которое причитается за него, и которая будет сообщена Аллахом в Судный День.

Другие сказали: Захир это чтение (аята), Батъин это (его) понимание, Хадд это хукмы харамов и халялей[8], а Матъляъ то, что полагается за них из награды или наказания.

Я (Суютъи) скажу: Это подкрепляют слова ибн Аббаса, который передал Ибн аби Хатим через Даххака:

«В Коране много замечательных тонкостей и нюансов, неожиданных связей (шуджун)[9], изюминок искусства (фунун). В нем есть внутренние составляющие (батъин), внешние составляющие (захир). Его чудесам нет конца, и мудрость и глубина его смыслов бесконечна. Кто углубляется в них с осторожностью, тот спасся, а кто подходит к ним формально и грубо, тот сбился. В Коране есть вести, притчи, постановления о запретном и разрешенном. В нем есть отменяющие о отмененные аяты. Есть действительные, ясные мухкам аяты, а есть и двусмысленные, непостигаемые муташабих аяты. Есть его внешняя (захр) и внутренняя (батън) составляющие. Внешняя его составляющая это чтение (словесная форма, конструкция), а внутренняя его составляющая это его смысл и толкование. Ученые неотступно занимаются Кораном, а невежи не придают ему значения и оставляют. Смотрите, опасайтесь промашки ученого».

Ибн Субаъ сказал в книге «Шифаус-Съудур»: Передается от Абуд-Дарды, что он сказал:
«Не достигнет человек полного понимания пока не осознает в Коране несколько разных смыслов».

Сказал Ибн Масуд:
«Кто хочет обрести знание (о) предшествующих и последующих, пусть проведет тщательный поиск и исследование в Коране»

Сказал: То, о чем сказали Абуд-Дарда и Ибн Масуд невозможно осуществить ограничиваясь только Захиром аятом (без толкования и осмысления внутреннего смысла).

Некоторые ученые сказали: Каждый аят имеет шестьдесят тысяч разных пониманий (смысловых указаний). Это указывает на то, что понимание смыслов Корана – это широкое поле и необозримый простор. Передаваемые сообщения относятся к Захиру тафсиру, но понимание Захира не ограничивается только передачей и услышанным. Хотя, конечно, без них не обойтись, чтобы избежать возможных ошибок. На основе захира (преданий) идет расширение и углубление понимания. Не позволительно пренебрегать изучением Захира тафсира, оно обязательно как начальный этап. Ведь нет надежды проникнуть во внутренний смысл без руководства Захиром. Тот, кто претендует на понимание Батъина Корана и при этом не является знатоком Тафсира Захира, похож на человека, который утверждает, что он уже достиг центра дома, хотя еще не пересек дверь.

Сказал шейх Таджуддин ибн Атауллах в «Лятаифуль-Минан»:
«Знай, что когда эта группа толкует речь Аллаха и слова посланника Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям) на основании смыслов арабского языка, то это не есть уход от Захира. Потому, что на самом деле по Захиру аята так можно понять. По урфу языка (устоявшимся языковым традициям) сам Захир наталкивает на этот смысл и указывает на него. Тот, кому Аллах раскрывает сердце понимает внутренние смыслы в аятах и хадисах. Передается хадис: «У каждого аята есть Захр и Батън».  Поэтому пусть не мешает тебе пользоваться этими толкованиями слова спорщика о том, что это искажение слов Аллаха и слов его посланника. Но это не искажение. Это было бы искажением, если бы они сказали, что у аята нет других смыслов, кроме этого. Но они так не говорят, а наоборот они толкуют Захир аята согласно его Захира и понимают его насколько Аллах дал им понять».

(Аль-Иткан, Глава о суфийских тафсирах)





 1. Секта, которая толкует Коран по своим страстям, ищет в нем скрытые смыслы, не придерживаясь рамок захира (прямых смыслов) аятов.
 2. Если не толковать по прямому смыслу, тогда шариат уничтожается. Все становится размытым, неочевидным, сомнительным. Не останется твердых прямых постановлений.
 3. То есть человек играется со слогами аята
 4. Это больше разъяснение термина Матъляъ. То есть у каждого аята есть своя практика и объяснение
 5. Такое определение батъину дал сам Ибн Аббас в вышеприведенных его словах. Захир же он определил, как чтение. Это близко по смыслу к словесной форме, конструкции. То есть внешняя сторона аята это его слова, его словесная форма так, как она читается внешне. А смысл этих слов это и есть внутренняя составляющая аята. Это близко по смыслу и с определением: назидание. Потому, что человек осмысливая аят, извлекает оттуда назидание.
 6. Все эти определения Захира и Батъина не противоречат друг другу, а отображают разные грани одного целого. Если третье определение делает акцент на слова, их форму и смысл, то четвертое делает акцент на факты, их констатацию и их осмысление. То есть третье затрагивает языковую составляющую, а четвертое бытийную составляющую одного комплекса. Первое же определение больше указывает на метод подхода для определения Захира и Батъина, а второе указывает на существование людей которые знают и применяют Захир и Батъин аятов.
 7. Люди, которые достигли степени ихсана и видят суть вещей, а не их внешнюю форму. Но настоящие люди сущности неотступно следуют захиру шариата и не противопоставляют глубокие сути вещей их явной форме. Те, кто отходят от захира и придумывают внешариатские «сущности» они еретики, неверные. Истинные люди знания не отходят от захира, но видят его четче, видят его самую суть и видят больше связей, тонкостей. То есть смотрят не на перст указующий, а на то место, куда перст указует. Многие суфисты же злоупотребляют этим и подразумевают под Батъином какие-то сокрытые тайны, которые постигли посвященные. Это тайна растворения в Аллахе и пантеизм, и утверждают, что постигший это уже достиг сути вещей и растворился в Аллахе, соединился с Аллахом и него спала ответственность следовать внешним положениям шариата. Таковы убеждения крайних суфистов, типа Ибн Араби, Руми. Ученые дали фатвы об их куфре и заблуждениях
 8. В Коране часто используется слово границы Аллаха в смысле постановления Аллаха. Например: «Таковы постановления Аллаха, а кто отвергнет – ему мучительное наказание» - (58/4)
 9. Ответвления, хитрые взаимосвязи, тонкости, петляющие извилистые связи. Среди лексических значений также есть смысл: горе, грусть, удары судьбы. Все эти смыслы связаны. Ближайший аналог на русском языке: перипетии. Это слово тоже отображает замысловатые повороты судьбы, извилистость, удары судьбы. В данном контексте же это означает богатство и многогранность смысловых связей аятов Корана. Кто размышляет над Кораном все больше и больше находит различные связи между аятами, неожиданные повороты мысли, тонкие взаимосвязи, которые приводят в восторг людей знающих толк в этом.
« Последнее редактирование: Декабрь 10, 2013, 11:17:36 pm от alqasawi »



Теги:
 
Share this topic...
In a forum
(BBCode)
In a site/blog
(HTML)


Powered by EzPortal