Автор Тема: Тафсир Багави сура 93 АД-ДУХА "УТРО"  (Прочитано 27 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн РабАллаха

  • Moderator
  • Full Member
  • *****
  • Сообщений: 237
  • Свидетельства о нем: +10/-0
    • E-mail
Тафсир Багави сура 93 АД-ДУХА "УТРО"
« : Ноябрь 18, 2017, 10:26:30 am »
Еще никто не оценил!
Сура «Ад-Духа» - «Утро»
Мекканская Сура. Состоит из 11 аятов.
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ
С именем Аллаха, Всемилостивого, Милостивого.
Передается с цепочкой, что Джундаб ибн Суфьян сказал: «Посланник Аллах заболел и не выстаивал (ночной намаз) две или три ночи. Пришла одна женщина и сказала: «О Мухаммад, я надеюсь, что твой шайтан уже покинул тебя. Уже две три последние ночи я не наблюдала, чтобы он приближался к тебе». Тогда Аллах, Могуч Он и Велик, низвел аяты: «Клянусь утренним временем. И ночью, когда она устоялась. Не покинул тебя твой Господь и не разлюбил». Говорят, что женщиной, которая сказала это, была Умму Джамиль, жена Абу Ляхаба.
Толкователи (также) упоминают о следующем: Иудеи задали вопросы посланнику Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям) о  Зуль-Карнайне, людях пещеры и духе. Он сказал им: «Я сообщу вам завтра», и не добавил «Ин шаа Аллах» (Если пожелал Аллах). Тогда откровение задержалось.
Зайд ибн Аслям сказал: «Причиной задержки прихода Джибриля (а.с.) к нему было наличие в его доме щенка. Когда он ниспустился, посланник Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям) укоризненно спросил его о запоздании, и тот ответил: «Мы не входим в дом, где есть собака или изображение».
Толкователи разошлись в установлении срока задержки откровения. Ибн Джурайдж сказал: «Двенадцать дней». Ибн Аббас сказал: «Пятнадцать дней». Мукатиль сказал: «Сорок дней».
Толкователи сказали, что мушрики начали утверждать, что Господь Мухаммада оставил его и разлюбил. Тогда Всевышний Аллах низвел эту суру. Пророк (Салляллаху алейхи уа саллям) сказал Джибрилю: «О Джибриль! Ты не приходил так долго, что я истосковался по тебе». Джибриль сказал: «Моя тоска по тебе сильнее, но я подчиненный раб». Тогда Аллах низвел аят: «Нисходим мы только по повелению Господа твоего» - (19/64).
Слова Аллаха, Могуч Он и Велик:
1) «Клянусь утренним временем» - здесь Аллах поклялся периодом времени «Духаа», придав ему смысл «дневное время, весь период светлого времени суток». На это указывает тот факт, что в следующем аяте этому периоду времени противопоставляется ночь: «И ночью, когда она устоялась». В этом же смысле слово «Духаа» было использовано в следующем аяте: «Неужели жители селений успокоились и не опасаются того, что Наше наказание постигнет их днем (Духаа), когда они забавляются?» т.е. в дневные часы, в светлое время суток.
Катада и Мукатиль сказали: «т.е. в обычное время Духаа (первая пора дня). Это время, когда солнце поднялось и будь то летом или зимой еще не так жарко (как в полуденный зной), но уже не так холодно (как ранним утром)».
2) «И ночью, когда она устоялась» - Хасан сказал: «Когда наступила, (объяв) своим мраком». То же самое передал Авфи от Ибн Аббаса.
Валиби же передал от Ибн Аббаса: «Когда уходит».
Ата и Даххак сказали: «Укутала все своим мраком».
Муджахид сказал: «Оформилась, сложилась (дойдя до пика развития)»
Катада и Ибн Зайд сказал: «(Достигнув максимума темноты) прекратила свое развитие, успокоилась и остановилась». Так например когда ночь или море успокаиваются, арабы говорят: «Лейлюн Сааджун» (Устоявшаяся ночь), «Бахрун Сааджун» (Устоявшееся море).
Слова Всевышнего Аллаха:
3) «что не покинул тебя твой Господь и не разлюбил» - Это цель (объект вышеприведенной) клятвы. Т.е. Он после того, как избрал тебя (посланником) не оставил тебя; и после того, как возлюбил тебя, не перестал любить.
4) «Ведь Последняя жизнь будет лучше для тебя нежели Первая» - Передается с цепочкой, что Алькама передал со слов Абдуллаха (ибн Масуда), как посланник Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «Аллах для нас, членов семьи (нашего) дома Последнюю жизнь предпочел перед Земной жизнью».
5) «Твой Господь непременно тебе дарует и ты будешь доволен» - Ата передал от Ибн Аббаса: «Это право ходатайства за свою общину до тех пор пока он не удовлетворится». Это также мнение Али и Хасана.
Передается со слов Абдуллаха ибн Амра ибн аль-Аса, что пророк (Салляллаху алейхи уа саллям) (как то) сказал: «О Аллах! Моя община, моя община» и заплакал. Тогда Аллах сказал: «О Джибриль иди к Мухаммаду и скажи ему «Мы сделаем так, что ты будешь довольным в отношении своей общины. Мы не огорчим тебя в отношении их».
Харб ибн Шурайх сказал, что он слышал, как Джафар Мухаммад ибн Али говорил: «Вот вы, общество жителей Ирака говорите, что самый обнадеживающий аят Корана это: «Скажи: «О рабы Мои, которые преступили против самих себя, не отчаивайтесь в милости Аллаха!»» - (39/53), мы же, члены семьи (пророка (Салляллаху алейхи уа саллям)) говорим, что самый обнадеживающий аят в книге Аллаха это «Твой Господь непременно тебе дарует и ты будешь доволен».
«и ты будешь доволен» - наградой. Также было сказано: «победой, усилением (силы и власти) и многочисленностью мусульман».
Затем Аллах, Могуч Он и Велик, повествуя о положении Мухаммада (Салляллаху алейхи уа саллям) до откровения, напоминает ему свои милости. Говорит Аллах, да славится Его поминание:
6) «Разве Он не нашел тебя сиротой - и приютил?» - Передается с цепочкой, что Ибн Аббас (р.а.) передал, что посланник Аллаха (с.а.в) сказал: «Я обратился к моему Господу с просьбой, а затем (сожалел об этом и) желал: лучше бы я не просил этого. Я просил (тогда): «О Господь! Ты даровал Сулейману ибн Дауду великую власть, такому то ты дал то то, а другому то то». Аллах ответил: «О Мухаммад, разве я не нашел тебя сиротой - и приютил тебя?». Я сказал: «Да, это так, о Господь». Он продолжил: «Разве я не нашел тебя заблудившимся - и наставил?». Я сказал: «Да, это так, о Господь». Он сказал: «Разве я не нашел тебя бедным – и обогатил?». Я сказал: «Да, это так, о Господь»». В другом варианте есть дополнение, переданное от Хаммада: «Он сказал: «Разве я не раскрыл тебе грудь и не снял с тебя ношу?». Я сказал: «Да, это так, о Господь»».
Смысл аята таков: «Разве Он не нашел тебя бедным, маленьким сиротой после того, как умер твой отец, который не оставил тебе после себя ни имущества, ни приюта; а затем разве Он не дал тебе убежища, где ты нашел приют? Он вручил тебя твоему дяде Абу Талибу, который хорошо вырастил тебя и обеспечивал едой».
7) «И (разве не) нашел тебя заблудившимся - и наставил?»
«И нашел тебя заблудившимся» - т.е. сбившимся (удаленным) от того положения, в которым ты сейчас пребываешь.
«и наставил» - т.е. и наставил тебя на путь единобожия и посланничества.
Хасан, Даххак и Ибн Кейсан сказали: «И нашел тебя сбившимся (удаленным) от (при)знаков посланничества и норм шариата, неведающим о них; и направил к ним. Как и сказано (в других аятах): «хотя прежде ты был из числа неведающих (об этом рассказе о Юсуфе)» - 12/3). «Ты не знал, что такое Писание и что такое вера» - (42/52)
Также было сказано: «(Он нашел тебя) заблудившимся в проходах Мекки и направил тебя к твоему деду Абдульмутталибу».
Абуд-Духа передал со слов ибн Аббаса, что когда посланник Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям) был маленьким, он заблудился в проходах Мекки. Когда Абу Джахль возвращался от своего стада, заметил его и вернул Абдульмутталибу».
Саид ибн аль-Мусайяб сказал: «посланник Аллаха (с.а.в) вместе со своим дядей Абу Талибом отправились с караваном Майсары, слуги Хадиджи. Одной темной ночью, когда он ехал верхом на верблюдице, пришел иблис, взял верблюдицу за поводок и отвел ее в сторону от дороги. Тогда пришел Джибриль и одним дуновением выдул так, что тот приземлился в Эфиопских землях. Затем вернул его обратно в караван. Аллах напоминает ему эту оказанную Им милость».
Также было сказано: «Он нашел тебя заблудившимся в отношении самого себя. Ты не знал кем ты являешься на самом деле (что ты избранный), и он сообщил тебе о самом себе и о твоем положении».
8) «И нашел тебя бедным - и обогатил?» - т.е. (нашел тебя) неимущим и обогатил имуществом Хадиджи, а затем военной добычей.
Мукатиль сказал: «Выражение «и обогатил» означает «И сделал тебя довольствующимся тем пропитанием, что он тебе дает». Фарра выбрав такое же толкование, сказал: «Он не был богатым в плане владения большим имуществом, но Аллах сделал его довольствующимся тем, что Он дал, а в этом и состоит настоящее богатство».
Передается с цепочкой, что Абу Хурайра передал, как посланник Аллаха сказал: «Богатство не в том, чтобы иметь мирские блага, но богатство в том, чтобы быть богатым душой».
Передается с цепочкой, что Абдуллах ибн Амр передал, как посланник Аллаха сказал: «Преуспел тот, кто принял Ислам, получает минимум средств, необходимых для существования, и Аллах сделал его довольствующимся тем, что ему дал».
Затем Аллах заповедает ему в отношении сирот и бедняков:
9) «А потому сироту - ты не притесняй» - Муджахид сказал: «Ты сам был сиротой, так не притесняй сироту».
Фарра и Заджжадж сказали: «Не угнетай его, посягая на его имущество и не урывай себе из его права, пользуясь его беззащитностью». Арабы так поступали с сиротами. Забирали их имущество и угнетали их права.
Передается с цепочкой, что Абу Хурайра передал, как посланник Аллаха сказал: «Лучший среди домов мусульман тот дом, где есть сирота, к которому хорошо относятся.  Худший среди домов мусульман тот дом, где есть сирота, к которому плохо относятся». Затем он показывая на пальцах, сказал: «Я и попечитель сироты в раю вот так». При этом он показал два (сложенных вместе) указательный и средний пальцы».
10) «а просящего - не прогоняй» - толкователи сказали, что здесь имеется ввиду просящий у двери. Вот про такого Аллах говорит: «Ты сам был бедным поэтому когда он просит тебя, не выгоняй его грубо, оскорбляя и крича на него. Ты или накорми его, или мягко откажи ему». Так, когда человек встречает другого окриками, говорится: «нахараху уантахараху» (прогнал его и накричал на него).
Катада сказал: «отвечай просящему с милосердием и мягкостью».
Ибрахим ибн Адхам сказал: «Какие хорошие люди просящие. Они относят (нам) наши припасы в Последнюю обитель».
Также Ибрахим сказал: «Просящий хочет (для нас) Последней обители. Приходит к дверям кого-нибудь из вас, и (своим прошением как бы) говорит: «Хотите послать что-нибудь своим близким?».
От Хасана передается, как он сказал про аят «а просящего - не прогоняй»: «Ищущего знания (не прогоняй)».
11) «а о милости твоего Господа – возвещай» - Муджахид сказал: «Т.е. о пророчестве. Об этом передал Абу Бишр. Задджадж выбрав это мнение, сказал: «Доводи (до людей) то, с чем послан, и возвещай о своем пророчестве, которое тебе дал Аллах».
Лейс передал со слов Муджахида: «Имеется ввиду Коран». Это также мнение Кяльби: «Здесь Аллах приказал ему читать Коран».
Мукатиль сказал: «Благодари за те милости, которые были упомянуты в этой суре: помощь сироте, наставление после заблуждения, обогащение после бедности. В качестве благодарности за эти милости Аллаха, рассказывай (о них другим)».
Передается с цепочкой, что посланник Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «Кому сделают добро, пусть отплатит за него (добром). Если не найдет чем отплатить, пусть поблагодарит его (молитвой). Потому, что когда он поблагодарит его, то этим он отдаст ему должное. А если он промолчит об этом (оказанном добре), тогда он проявит к нему неблагодарность. А кто украсится тем, что ему не было дано становится подобным тому, кто облачился в два одеяния лжи».
С цепочкой передается от Нумана ибн Бишра, как он слышал, что посланник Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям) говорил будучи на минбаре: «Кто не поблагодарил за малое, тот не поблагодарил и за многое. Кто не поблагодарил людей, тот не поблагодарил и Всевышнего Аллаха. Рассказывать о милости Аллаха – благодарность, а молчать об этом – неверие (неблагодарность к милости). Джамаат это милость, а отдаление – мучение».
Одной из сунн в чтении жителей Мекки является произношение слов «Аллаху Акбар» в начале каждой суры начиная с суры «Уад-Духаа» и до самого конца Корана.
Шейх, великий имам, оживитель Сунны, помощник хадиса, пример для имамов, распространитель религии, столп Ислама, предводитель имамов (своего времени), муфтий востока Абу Мухаммад аль-Хусайн ибн Масуд (да смилуется над ним Аллах) сказал: «В Мерве я так читал имаму аль-Мукри Абу Насру Мухаммаду ибн Ахмаду ибн Али аль-Хамиди, который сказал: Я (так) читал Абуль-Касиму Тахиру ибн Али ас-Сайрафи, который сказал: Я (так) читал Абу Бакру Ахмаду ибн аль-Хусайну ибн Михрану, который сказал: Я (так) читал Абу Али Мухаммаду ибн Ахмаду ибн Хамиду ас-Съиффару аль-Мукри, который сказал: Я (так) читал Абу Бакру Мухаммаду ибн Мусе аль-Хашими, который сказал: Я (так) читал Абу Рабиъа и аль-Хусайну ибн Мухаммаду аль-Хаддаду, которые читали (так) Абуль-Хусайну ибн абу Баззе, который сообщил им, что он читал (так) Икриме ибн Сулейману ибн Касиру аль-Макки, который сообщил ему, что он читал (так) Шиблю ибн Аббаду и Исмаилу ибн Константину, которые сообщили ему, что читали (так) Абдуллаху ибн Касиру (да будет доволен ими всеми Аллах), который им сообщил, что он читал (так) Муджахиду, который сообщил ему, что он читал (так) Ибн Аббасу, который сообщил ему, что он читал (так) Убайю ибн Кяъбу».
Когда я читал в Мерве имаму аль-Мукри абу Наср Мухаммад ибн Ахмад ибн Али, он мне сообщил: На границе Харрана я читал аш-Шарифу абуль-Касиму Али ибн Мухаммаду аз-Зайди и он сообщил мне о такбире, сказав: в городе Ассалям я читал (так) Абу Бакру Мухаммаду ибн аль-Хусайну ибн Зияду аль-Мавсъили, более известному как ан-Наккъаш, и он нам рассказал: Я читал Абу Рабиъа Мухаммаду ибн Исхаку ар-Рабаъи в Мекке и он нам рассказал: Я читал Абуль-Хасану Ахмаду ибн Мухаммаду ибн Абдуллаху ибн абу Баззе, и он мне сказал: Я так читал Икриме ибн Сулейману, который сообщил мне, что он читал (так) Исмаилу ибн Константину и Шиблю ибн Аббаду и сказал: когда я дошел до суры «Уад-Духаа» они мне сказали: Произноси такбир в конце каждой суры до самого конца Корана. Потому, что мы читали Ибн Касиру и он приказал нам это, сообщив, что он читал Муджахиду, и тот приказал ему это. А Муджахид сообщил ему, что он читал Ибн Аббасу, и тот приказал ему это. А Ибн Аббас сообщил ему, что он читал Убайю ибн Кяъбу, и тот приказал ему это. А Убайй ибн Кяъб сообщил ему, что он читал пророку (Салляллаху алейхи уа саллям), и тот приказал ему это.
Причиной такбира является то, что когда откровение задержалось, многобожники сказали: «Его шайтан ушел от него и покинул его». Пророк (Салляллаху алейхи уа саллям) огорчился этому и когда низошла сура «Уад-Духаа», посланник Аллах обрадовался тому, что низошло откровение и принес такбир. После этого (люди) взяли это сунной.



Теги:
 
Share this topic...
In a forum
(BBCode)
In a site/blog
(HTML)


Powered by EzPortal