Автор Тема: Тафсир Багави 105 АЛЬ-ФИЛЬ "СЛОН"  (Прочитано 445 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн РабАллаха

  • Moderator
  • Full Member
  • *****
  • Сообщений: 237
  • Свидетельства о нем: +10/-0
    • E-mail
Тафсир Багави 105 АЛЬ-ФИЛЬ "СЛОН"
« : Ноябрь 12, 2017, 04:26:22 pm »
Еще никто не оценил!
Сура «Аль-Филь» - «Слон»
Мекканская Сура. Состоит из 5 аятов.
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ
С именем Аллаха, Всемилостивого, Милостивого.
1) «Разве ты не видел, что сделал твой Господь с владельцами слона»
Согласно тому, что передал Мухаммад ибн Исхакъ от некоторых ученых, а те со слов Саида ибн Джубайра и Икримы от Ибн Аббаса, а также тому, что передал Вакиди, история о владельцах слона звучит так:
«Царь Эфиопии Негус послал Арьята в Йеменские земли и том одержал над ними победу. Один человек из Эфиопии по имени Абраха ибн ас-Саббах Абу Яксум разгневался на Арьята из-за (плохого отношения к) Эфиопии восстал (против него). В итоге они раскололись между собой на две группа, одна была за Арьята, другая за Абраху. Они пошли друг на друга с войском и Абраха убил Арьята. Эфиопы объединились на Абрахе. Он завоевал Йемен и Негус легализовал его действия (и закрепил его на статусе, которого тот добился).
Затем Абраха заметил, что люди во время сезона снаряжаются в Мекку, чтобы совершить паломничество к дому Аллаха. Тогда он в Сане возвел церковь и написал Негусу: «Я построил для тебя в Сане церковь, аналога которой не было построено ни для одного царя. Я не успокоюсь пока не перемещу паломничество арабов (с Каабы) на нее».
Про это услышал один человек из племени Бану Малик ибн Кинана. Он отправился тайком к церкви и ночью вошел в нее. Присел и нагадил там, а затем размазал фекалии по ее къибле. Это дошло до Абрахи и он сказал: «Кто осмелился пойти против меня и изгадить фекалиями мою церковь?». Ему сказали, что это сделал кто-то из арабов, сторонников того Дома (Аллаха), который услышал о том, что ты сказал. Тогда Абраха поклялся, что двинется на Каабу и разрушит ее. Он написал Негусу письмо, где сообщил об этом и попросил, чтобы тот послал ему своего слона. Надо сказать у Негуса был громадный слон невиданных размеров, сложения и мощи, по имени Махмуд. Негус послал его Абрахе.
Абраха выдвинулся из Эфиопии, направляясь в Мекку. Вместе с ним вышел и слон. Арабы услышали об этом, восприняли это всерьез и посчитали своим долгом сразиться с ним. Один из Йеменский правителей по имени Зу Нафар вышел против него вместе с теми, кто пошел за ним из его народа. Абраха сразился с ним и разбил Зу Нафара, взяв его в плен. Зу Нафар попросил пощады: «О царь, не убивай меня. Для тебя будет лучше если ты не убьешь меня, а оставишь в живых». Абраха не был жестоким человеком, поэтому оставил его в живых, связав путами.
Затем он продолжил движение пока не приблизился к стране Хасам. В Хасаме против него выступили Нуфайль ибн Хабиб аль-Хас'ами и все Йеменские племена, которые соединились под его началом. Они вступили в сражение с ним, и Абраха разбив их, взял Нуфайля в плен. Нуфайль сказал ему: «О царь! Я буду твоим проводником на земле арабов. Вот в знак покорности и повиновения (тебе) две мои руки, повелевающие моим племенем» и тот оставил его в живых. Нуфайль вышел вместе с ним, указывая ему дорогу. Когда он проходил Таиф к нему вышел Масуд ибн Муаттиб в окружении людей племени Сакиф и сказал: «О царь, мы твои слуги. У нас против тебя ничего нет. Тот храм, что ты хочешь (не у нас, а) в Мекке. Мы посылаем с тобой проводника, который укажет тебе на него». И они послали вместе с ним их вольноотпущенника Абу Ригала. Он вышел с ними (провожатым), но когда дошел до Мугаммиса помер. Это тот человек, могилу которого побивают камнями (за помощь Абрахе).
Абраха из Мугаммиса послал вперед своей конницы одного эфиопа по имени Аль-Асвад ибн Масуд и приказал ему совершать набеги, захватывая добро людей. Аль-Асвад присоединил себе имущество с запретной зоны. Среди награбленного было двести верблюдов Абдульмутталиба.
Затем Абраха направил к Мекканцам Хабату аль-Химьяри, наказав ему: «Спроси о самом знатном среди них человеке и передай ему сообщение, которое я ему посылаю. Сообщи ему, что я не пришел для войны, а только для того, чтобы разрушить этот Дом». Тот отправился в путь и шел пока не вошел в Мекку и встретил Абдульмутталиба ибн Хашима. Он сказал ему: «Царь послал мне, чтобы сообщить тебе, что он не пришел воевать только если вы не будете с ним сражаться. Он пришел только для того, чтобы разрушить этот Дом, а затем уберется от вас восвояси». Абдульмутталиб ответил: «У нас нет намерения с ним сражаться, да собственно мы и не можем ничего поделать кроме того, чтобы отступить и освободить ему дорогу. Но это Заповедный Дом Аллаха и его любимого друга Ибрахима (а.с.). Если Аллах воспрепятствует ему, то это его Дом и Заповедное место. А если он даст ему сделать это, то клянусь Аллахом у нас нет силы противостоять Ему».
Хабата сказал: «Пошли со мной к царю». Некоторые ученые (историки) утверждают, что тот усадил его с собой на мула, на котором он был верхом. Вместе с ним поехали верхом несколько его сыновей. В итоге они прибыли в военный лагерь. Зу Нуфар был другом Абдульмутталиба. Абдульмутталиб подошел к нему и сказал: «О Зу Нуфар! Есть ли у тебя возможность что-нибудь решить в этой ситуации, что с нами случилась?». Тот ответил: «Что может решить пленник, который сам не уверен убьют ли его утром, или вечером. Но я пошлю тебя к Унайсу, погонщику слона. Он мой приятель и я попрошу его, чтобы он сделал для тебя все, что в его силах у царя. Чтобы он хорошо отозвался о тебе и дал о тебе перед ним похвальную характеристику».
Сказал (передатчик): Зу Нуфар послал за Унайсом, и когда тот пришел, сказал ему: «Вот этот человек знатный господин Курайша, владелец каравана в Мекке. Кормит людей в равнинах, и зверей на вершинах гор. Царь захватил у него двести верблюдов. Если ты можешь как-то помочь ему перед царем, то помоги. Он мой друг и я хочу для него добра».
Унайс вошел в покои Абрахи и сказал: «О царь! Вот этот человек знатный господин Курайша, владелец каравана в Мекке. Кормит людей в равнинах, и зверей на вершинах гор. Он просит у тебя аудиенции и мне бы хотелось, чтобы ты дал ему разрешение поговорить с тобой. Он не пришел к тебе с враждой и ничего против тебя не имеет, позволь же ему». Абдульмутталиб был человеком хорошего сложения и приятной внешности. Поэтому когда Абраха увидел его, отнесся к нему со всей серьезностью и уважением. Он не хотел, чтобы тот сидел ниже его, но и не хотел сидеть вместе с ним на своем троне. Поэтому он сам спустился (с трона) на ковер и сел на него, затем позвал Абдульмутталиба и усадил его рядом.
Затем он сказал своему толмачу: «Скажи ему: Что за нужда тебя привела к царю?». Толмач передал ему это и Абдульмутталиб ответил: «Нужда моя к царю в том, чтобы он вернул мне двести верблюдов, которые захватил у меня». Абраха сказал толмачу: «Скажи ему: Когда я тебя только увидел, ты мне понравился, а теперь ты меня разочаровал». Абдульмутталиб спросил «Почему?». Тот ответил: «Я пришел разрушить твой храм, который является частью твоей религии и религии твоих отцов. Это ваша реликвия и оберегаемая святыня. Ты же не затрагиваешь это, а говоришь о каких-то двухстах верблюдах, которые я у тебя захватил». Абдульмутталиб ответил: «У этих верблюдов хозяин я, а у этого Дома свой хозяин, который его защитит сам». Абраха сказал: «От меня не защитит». Тот ответил: «Ну смотри сам, дело твое». Тогда Абраха приказал, чтобы ему вернули верблюдов.
Когда верблюдов вернули Абдульмутталибу, он вышел и сообщил о случившемся курайшитам. Из опасения, что войска будут бесчинствовать он приказал им разойтись по ущельям и укрыться в горных вершинах. Они так и сделали. Абдульмутталиб пришел в Каабу, взялся за кольцо двери и принялся говорить:
О Господь, я не жду отпора им ни от кого, кроме Тебя
О Господь, защити от них то, что под опекой Тебя
Враг этому Дому, он враг и Тебе
Защити о них селенья, что принадлежат Тебе
Также Абдульмутталиб сказал:
О Боже, раб защищает свое имение
А ты защити свое население
Их крест не возьмет завтра вверх
И мощь их не одержит над мощью твоей вверх
Притащились со слоном всем миром
Надругаться над твоим домом
Нацелили козни свои на то, что хранимо Тобою
Невежды. Не видят могущества, что за Тобою
Если Каабу нашу оставишь на растерзание иродам
Поистине от Тебя такое невидано
Поистине мерзость такая еще неизведана
Пойти войною на место Твое Заповедное
Затем Абдульмутталиб оставил кольцо и вместе со своим племенем разошлись в разные стороны.
Абраха встретил в Мугаммисе утро с приготовлениями к вторжению. Он экипировал эфиопов, подготовил своего слона, аналогов по огромным размерам и мощи которого доселе нигде не было видано. Также говорят, что вместе с ним было еще двенадцать слонов. Нуфайль подошел к огромному слону, схватил его за ухо и сказал: «Махмуд, опустись на колени (и не иди вперед). Возвращайся подобру-поздорову туда, откуда пришел. Ведь ты в заповедной местности Аллаха». И слон опустился на колени. Его погнали, но он отказался идти. Тогда его начали бить ломом по голове, но он отказывался идти. Тогда они начали подталкивать его, суя свои пики ему в низ брюха и под сгибы коленей, чтобы он встал, но он заупрямился. Они развернули его в сторону Йемена, он встал и резво побежал. Затем повернули в сторону Шама, и он сделал то же самое. Затем направили его на восток и он поступил так же. Когда же они вернули его в сторону Заповедной области, он опустился на колени и отказался идти.
Нуфайль вышел и быстро побежал пока не поднялся на гору. И вот Аллах наслал на них птиц с моря, напоминающих ласточек. У каждой из этих птиц было по три камня величиной с горох или чечевицу. Два камня в лапках и третий в клюве. Когда птицы накрыли их, они начали метать в них камни. В кого бы не попадал камень, он сразу падал сраженным. Но не все люди были сражены (камнями). Оставшаяся часть бросилась бежать не разбирая дороги, откуда они пришли. Они начали расспрашивать друг друга о Нуфайле ибн Хабибе, чтобы он указал им дорогу на Йемен, но Нуфайль только смотрел на них с какой-то из тех гор. Они начали вопить и налетать в суматохе друг на друга, и стали падать один за одним на каждой дороге и погибать у каждого источника воды.
На Абраху же Аллах навлек телесную болезнь. Кончики его пальцев начали отваливаться один за другим. Всякий раз как отваливался один кончик, за этим следовали нагноение и кровотечение части тела. В конце концов в окружении своих товарищей, что остались он дошел до Саны будучи похожим на птенчика. И он не умер, пока его грудь не отсоединилась от сердца, и он (в результате) погиб».
Вакъиди сказал: «Что касается Махмуда, слона Негуса, то поскольку он лег и не продолжил движение в Заповедное место, он спасся. Остальные же слоны осмелились (пойти) и были сражены камнями».
Мукатиль ибн Сулейман утверждает, что владельцы слона осмелились (пойти на Каабу) по следующей причине: «Молодые люди из Курайшитского племени отправились в качестве торговцев в Эфиопию. Когда они приблизились к морскому побережью, обнаружили там христианскую церковь, которую Курайшиты называли «Аль-Хайкяль». Они вошли в нее, разожгли там огонь, чтобы пожарить еду. Но когда ушли оставили огонь, как есть. День был ветреный, поднялся ветер и «Аль-Хайкяль» охватил огонь. Крики об этом дошли до Негуса. То, что произошло с церковью его опечалило и разгневало. Тогда он послал Абраху разрушить Каабу».
Также сказал (Мукатиль): «В тот день в Мекке был Абу Масуд ас-Сакафи. Это был слепой человек, который проводил лето в Таифе, а зиму в Мекке. Он был образованным знатным человеком, к мнению которого всегда прислушивались. Он был другом Абдульмутталиба. Вот сказал ему Абдульмутталиб: «Какие у тебя есть предложения? Сегодня без твоего мнения не обойтись». Абу Масуд ответил: «Поднимись с нами в Хиру». Они взошли на гору. Абу Масуд сказал Абдульмутталибу: «Возьми сто верблюдов, предназначь их для Аллаха, обозначь их подковами и пошли из в заповедную область. Быть может кто-то из этих чернокожих подрежет часть из них и тогда Господь этого Дома разгневается и схватит их наказанием. Абдульмутталиб так и сделал. Те люди напали на этих верблюдов и часть подрезали. Абдульмутталиб принялся молиться. Абу Масуд сказал: «У этого Дома есть Хозяин, который его защитит. Йеменский царь Тубба вошел во двор этого Дома и (тоже) хотел разрушить его, но Аллах защитил Дом и наказал царя погрузив его во мрак на три дня. Когда царь это увидел, он обшил Дом белыми Египетскими полотнами, оказал ему почет и зарезал ради него (Аллаху) жертвенное животное».
Затем Абу Масуд сказал: «Посмотри-ка в сторону моря». Абдульмутталиб посмотрел и сказал: «Я вижу белых птиц, они появились со стороны берега моря». Абу Масуд сказал: «Следи за ними хорошенько, где они остановятся». Тот ответил: «Я вижу, как они кружатся над нашими головами». Абу Масуд спросил: «Узнаешь ли ты, что это за птицы?». Тот ответил: «Клянусь Аллахом, я их не могу опознать. Это птицы и не из Наджда, и не из Тихамы, и не с запада и не с востока, и не из Шама». Абу Масуд спросил: «Какой они величины?». Тот ответил: «Наподобие трутня. В клювах у них камешки, похожие на камни для метания».
Они надвигались как ночь, подталкивая друг друга. Перед каждой птицей был сопровождающий (наводчик), ведущая птица с красным клювом, черной головой и длинной шеей. Когда они поравнялись с войском они навели прицел на их головы. Когда все солдаты собрались, птицы сбросили то, что было у них в клювах на того, кто был под ними. На каждом камешке было выбито имя того, кому он предназначался. Затем они развернулись и улетели туда, откуда пришли.
Когда Абдульмутталиб и Абу Масуд встретили утро, они спустились с вершины горы и пошли к возвышенности. По дороге они никого не встретили. Когда они приблизились к возвышенности, не услышали ни звука и сказали: «Они прободрствовали всю ночь и к утру заснули». Но когда они подошли к воинам, вдруг увидели их замершими. Каждый камешек падая на шлем пробивал его насквозь и поражал мозг солдата. И слон и животные также были пробиты. Камни летели настолько быстро, что пробили землю и исчезли в ее глубинах.
Абдульмутталиб подошел к ним взял одну из их мотыг и начал рыть землю пока не выкопал глубокую яму. Он наполнил ее красным золотом и драгоценностями, что у них были. Затем он выкопал яму для своего товарища и так же ее заполнил. Затем он сказал Абу Масуду «Давай выбирай. Хочешь бери мою яму, хочешь свою. Даже если хочешь, пусть обе будут твоими». Абу Масуд ответил: «Выбери для меня лучше, чем для себя». Абдульмутталиб сказал: «Я не стал бы все лучшее наполнять только в свою яму. Пусть она будет твоей». Каждый из них уселся у своей ямы. Абдульмутталиб позвал людей, те вернулись и начали набирать себе то, что осталось после тех двоих так, что даже образовалась давка. Итак Абдульмутталиб стал лидером курайшитов. Они доверили ему руководство. То имущество позволило Абдульмутталибу и Абу Масуду жить с тех пор в достатке со своими семьями. Таким образом Аллах защитил свою Каабу и Дом».
Ученые разошлись в установлении даты года слона:
Мукатиль сказал: «Это было за сорок лет до рождения пророка (Салляллаху алейхи уа саллям)».
Кяльби: «За двадцать три года (до рождения пророка (Салляллаху алейхи уа саллям))».
Но большинство толкователей придерживается того, что это произошло в тот год, когда родился посланник Аллаха (Салляллаху алейхи уа саллям).
Слова Всевышнего Аллаха:
«Разве ты не видел, что сделал твой Господь с владельцами слона» - Мукатиль сказал: «С ними был один слон».
Даххак сказал: «Было восемь слонов».
Также было сказано: «Кроме огромного слона еще двенадцать».
В аяте (для слова «слон») использована форма единственного числа потому, что Аллах причислил их (владельцев) к самому большому слону (из-за его важности и роли в этой истории). Также было сказано, что форма единственного числа использована для созвучия концовок аятов.
2) «Разве он не свел их козни к сбитию»
«их козни» - т.е. их замыслы и старания по разрушению Каабы.
Слова Аллаха «к сбитию» - с того, к чему они стремились. Т.е. Аллах сбил и спутал их козни так, что в итоге они не дошли до Каабы и не достигли цели своего замысла.
Мукатиль сказал: «(обратил их козни) в убыток».
Также было сказано: «(свел их козни) на нет, (сделал их) тщетными».
3) «и наслал на них птиц стаями» - в большом количестве, различными, которые следовали один за одним.
Также было сказано: «разрозненными стаями, подобно верблюдам, которые группируются в разные кучки».
Абу Убайда сказал: «разными группами. Подобно тому как говорится: «Пришли лошади разными стаями, одна стая отсюда, другая оттуда»».
Фарра сказал: «У этого слова (абаабииль – стаями) нет формы единственного числа».
Также было сказано: «Форма единственного числа выглядит как «Ибааля» (стая)».
Кисаи сказал: «Я слышал, как специалисты по грамматике говорили, что форма единственного числа этого слова выглядит как «Абууль» (стая), подобно словам «‘Аджууль» (молодой верблюд) и «‘Аджааджииль» (молодые верблюды)».
Также было сказано: «Форма единственного числа этого слова выглядит как «Иббииль» (стая)».
Ибн Аббас сказал: «Это были с клювами, как у птиц и лапами, как у собак».
Икрима сказал: «Их головы похожи на головы зверей».
Раби сказал: «У них были клыки как у зверей».
Саид ибн Джубайр сказал: «Они были зелеными с желтыми клювами».
Катада сказал: «Это были черные птицы, прилетевшие стаями со стороны моря. У каждой птицы было три камня. Два камня в лапках и один камень в клюве. Куда бы они не попадали, разбивали все вдребезги».
4) «Они бросали в них камни из спекшейся глины» - Ибн Аббас и Ибн Масуд сказали: «Птицы издали крик и метнули камни. Аллах еще послал ветер, который своим натиском увеличил их скорость. Какой бы камень не поражал человека, он пробивал его насквозь. Если он попадал в голову, то вылетал из его зада».
5) «И сделал их точно изъеденные растения» - как растения и солома, что поела скотина, а затем выделила в виде помета, который высох и распался на части. Аллах уподобил расчленение их суставов распаду частиц навоза.
Муджахид сказал: ««Аль-Асф» означает листья пшеницы».
Катада сказал: «Это солома».
Икрима сказал: «Как семена, которые становятся пустыми, когда их съешь (кожурки)».
Ибн Аббас сказал: «Как облезающая шелуха, которая была на зерне в виде его оболочки».



Теги:
 
Share this topic...
In a forum
(BBCode)
In a site/blog
(HTML)


Powered by EzPortal